Найти тему
Есть мнение

Чувство справедливости: откуда оно в человеке?

Иммануил Кант писал: "Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей".

Действительно, наше существование невозможно представить без этого качества. Справедливость кажется одним из высших принципов взаимных отношений между людьми. Это фундаментальный признак человечности. Люди испокон веков стремились и мечтали о воцарении справедливости.

Справедливость, включающая в себя представления о должном порядке взаимоотношений, позволяет анализировать собственные поступки, регулировать взаимоотношения с другими людьми, оценивая их вклад в общее дело. Это положительное духовно-нравственное качество личности и деятельности, которое характеризует человека, живущего по принципу соответствия морали и закона. Из чего логично предположить, что справедливость — моральная категория, присущая только нам. Наши представления о справедливости формируются под воздействием различных факторов. Таких, как семейные традиции, религиозное (либо светское) воспитание, жизненный опыт... Это всё свидетельствует о том, справедливость — приобретенное свойство.

Но это не так. Оказывается, в самом нежном возрасте у детей ( еще до того, как они научатся составлять из слов фразы) уже имеется это качество. Оно подсказывает им, что всякий дурной поступок должен быть наказан. Маленькие дети (без всяких объяснений) понимают, что хорошо, а что нет. Мало того, они осознают роль людей, ответственных за соблюдение справедливости.

Чтобы удостовериться в этом, достаточно показать малышам спектакль с игрушками. Сюжет прост... Например, волк-жадина забирает себе все угощения, не желая делиться с другими животными. И если плохого волка не наказать за этот проступок, то на лице маленьких зрителей будет разочарование. Они напряженно будут ждать правосудия. А как только справедливость все-таки восторжествует, дети удовлетворенно вздохнут, показывая тем самым, что вот теперь всё правильно.

-2

В возрасте от полугода до полутора лет дети абсолютно одинаково реагируют на несправедливость. А вот дальше это чувство начинает развиваться по-разному. Можно сказать, что справедливость имеет биологические корни.

Чувство справедливости возникло благодаря тому, что эта способность стала основой взаимовыгодного сотрудничества, мерой участия каждого индивида в общем деле. Это всё способствовало оптимальному распределению ресурсов в социуме. И, как следствие, повышению выживаемости каждого члена сообщества. А в целом справедливость стала важным инструментом выживания всей группы или вида.

Именно потребность в долгосрочной кооперации с сородичами и породила чувство справедливости. К такому выводу пришли антропологи, наблюдавшие за поведением самых близких к человеку животных — приматов, в частности капуцинов. Обезьяны хорошо осознавали несправедливость. Та особь, которая вместо вкусных виноградин, которыми угощали её сородичей, получала кусочек огурца, начинала устраивать протест, бросая овощи в экспериментатора.

Другие эксперименты, но уже с шимпанзе, показали, что при делёжке некоторые особи склонялись к нечестным действиям. Но неодобрительная реакция партнёров вынуждала их делиться поровну.

-3

Ещё оказалось, что шимпанзе и некоторые другие приматы могут отказываться от возможности получить больше еды, чем их партнер. Здесь уже прослеживается переход к "полноценному чувству справедливости" , это когда идёт оценка несправедливых действий не только по отношению к себе, но и к другим. По всей видимости они понимают, что подобное действие подрывает доверие со стороны партнера и делает его менее склонным к сотрудничеству в будущем. Таким образом, обезьяны способны пожертвовать сиюминутной выгодой в обмен на долгосрочное сотрудничество, которое даст гораздо больше плодов.

Последующие опыты ученых, проводимые и с другими приматами, подтвердили, что многие из них способны к оценке справедливости поступков. При этом обнаружив, что это чувство было характерно только для тех видов, которым постоянно приходится контактировать и сотрудничать с другими особями. Ярко выраженное чувство справедливости удалось обнаружить у социальных обезьян — шимпанзе, бонобо и макак, но не у тех , кто ведет одиночный образ жизни.

Зачатки нашего чувства справедливости были обнаружены и у других социальных животных. Учёные выяснили, что у слонов, дельфинов, волков, собак, воронов существуют такие представления. Волки оказались более восприимчивы к несправедливости по отношению к себе, чем собаки. Особенно те особи, которые занимали высокое положение в стае. Они наотрез отказывались от взаимодействия с человеком.

Справедливые вороны почти всегда действуют сообща и делят добытую пищу так, чтобы каждого не обделить. И если вороны замечают, что кто-то из них берет больше положенного, то остальные птицы тут же теряют доверие к обманщику и не сотрудничают с ним в дальнейшем.

-4

В природе существует интересный симбиоз в виде "братства двух народов" - волков и воронов. Они делят добычу друг с другом. Вороны "работают" наводчиками, а волки, раздирая добычу, делятся с ними. Мало того, дроны - вороны способны предупреждать стаю волков об опасности. Вот такое взаимовыгодное сотрудничество.

Справедливость позволяет социальным животным, включая человека, сосуществовать в организованном социуме (стае, стаде, племени). Без этого момента сложно выстраивать структуру горизонтальной консолидации. В вертикальной (иерархической) консолидации прежние принципы справедливости не работают.

Автор: Ольга