Найти тему
Страницы Земли

Таврида - палеонтологическая сокровищница.

Вот если человечеству захочется заглянуть в доисторическое прошлое Земли, то Таврида - тот самый портал в прошлое. В те времена, когда природа была богатой, обладала бурной историей. Доброго времени суток, дорогие друзья. Сегодня посвящу свою статью этому необычному заповеднику. А речь идет о пещере, под названием Таврида.

Близ поселка Зуя Белогорского района Республики Крым (Российская Федерация) находится уникальное место - карстовая пещера "Таврида". Её обнаружили нечаянно в 2018 году при строительстве федеральной одноименной трассы.

Строители трассы Таврида во время работ вскрыли естественный карстовый колодец 14-метровой глубины, из которого ведут длинные галереи высотой 7—8 и шириной 4—6 метров. Высота находящихся в пещере восходящих куполов — до 12 метров. По оценке спелеологов, пещера имеет ярко выраженный гипогенный генезис, то есть образовалась напорными водами снизу. Большая часть галерей заполнена глиной, что затрудняет полное прохождение полости.

-2

Сегодня это место стало знаменитым туристическим объектом. Основные "залы" пещеры безопасно укреплены, проведено электричество и проложены мощеные дорожки. Так что туристам представлены все самые прекрасные виды пещеры и предоставлен абсолютный комфорт.

-3

Помимо комфорта и видов пещера дарит невероятные впечатления от своих природных форм, "скульптур" и образований. В 2019 году, чтобы сохранить целостность пещеры, над участком пещеры, проходящем перпендикулярно основному ходу трассы, началось сооружение 130-метровой распределительной железобетонной плиты толщиной 1 м на фундаменте из 85 свай. Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского ведёт работы по созданию на поверхности, прилегающей к входу в пещеру, научного стационара с рекреационным комплексом, а также оборудование пещеры для экскурсионного посещения. Развитие проводится по всероссийской программе развития ВУЗов и имеет весьма внушительное финансирование и поддержку со стороны правительства Российской Федерации.

-4

Но это всё присказка. Интересное впереди. В раннем Плейстоцене Крым обладал умеренным климатом. Его фауна результат перекрещивания двух миграционных путей - североазиатского и южного. Порядка 1,8 миллиона лет назад Тавриду облюбовал уникальный доисторический зверь. Эта пещера стала логовом гигантской короткомордой гиены (Pachycrocuta brevirostris). Достигая размер современной львицы это без условно был сильный, мощный зверь и весьма искусный охотник. Внешне Пахикрокута особенно ничем не отличалась от современных африканских гиен. Однако вес в 110 килограммов, мощная шея, сильные лапы, приспособленные для длительного бега, делали пахикрокуту хорошим конкурентом для других хищников.

А соперничать приходилось каждый день. Причем с весьма сильными конкурентами. Гомотериевые кошки обитали практически по всей Евразии раннего Плейстоцена. Крым - не исключение. Homotherium crenatidens - типичный представитель кошачьих той эпохи. 190 килограммов живого веса при росте 1,1 метра в холке. Удлиненные клыки и острые когти позволяли охотится гомотерию на антилоп и детенышей крупных травоядных. То-же самое делал и еще один представитель кошачьих - гиена пахикрокута.

Гомотерий кренатиденс
Гомотерий кренатиденс

В основном жертвами этих двух хищников становились детеныши Архидискодона (Archidiskodon meridionalis), эласмотерия кавказского (Elasmotherium caucasicum) и носорога Мерка (Stephanorhinus kirchbergensis). Эти гиганты паслись в открытой местности предгорного Крыма. Это означает, что пахикрокуты, как и пещерные гиены, пещерные львы и пещерные медведи "пещерными" в буквальном смысле слова небыли. Охотиться на свой "обед" им приходилось на открытой местности. И большую часть времени они так же проводили на лугах, а не в пещерах, как показывается во многих фильмах середины XX века. Пещеры же этим хищникам были нужны для выведения своего потомства, которые укроют их детенышей от непогоды и других потенциальных врагов.

Архидискодон и носорог Мерка
Архидискодон и носорог Мерка

Средь шершавых высоких трав и диких злаковых притаилась небольшая свора этрусских волков (Canis etruscus). Это легкий, хорошо слаженный зверь. Волк среднего размера; удлиненная морда; заметное сужение морды за подглазничными отверстиями; удлиненные носовые кости, выходящие за пределы челюстно-лобного шва; хорошо развитые сагиттальный и затылочный гребни; увеличенная с боков затылочная область. Своими размерами этрусский волк уступал обыкновенному серому, что вероятнее всего его сближало больше к собакам, чем к волкам. Это ему позволяло охотиться на мелкую добычу типа зайцев, тетерева, куропаток, сусликов и прочую мелкую живность. Но в этот раз их целью возможно стал олененок, который отстал от общего стада большерогих оленей арверноцерос Верещагина (Arvernoceros verestchagini). Голод не тётка. Пойдёшь и на крупную дичь.

Арверноцерос и этрусский волк.
Арверноцерос и этрусский волк.

Гиполагус (Hypolagus brachygnathus) — представитель зайцевых среднего-крупного размера, величиной приблизительно с современного зайца-беляка. В Европе этот вид характерен для интервала от начала плейстоцена до его середины, но в Крыму до сих пор отмечен не был. Строение костей конечностей гиполагусов указывает, что по способностям к рытью и к бегу они занимали промежуточное положение между кроликами рода Oryctolagus и зайцами рода Lepus, но при этом плейстоценовый H. brachygnathus демонстрировал усиление адаптации к быстрому бегу. В плейстоцене H. brachygnathus сосуществовал в Европе с ранними представителями рода Lepus; возможно, эта конкуренция и стала одной из причин вымирания гиполагусов.

-8

Только помешает им сделать это истинный хозяин крымских предгорий - этрусский медведь (Ursus etruscus). В раннем плейстоцене этрусский медведь населял южные области Европы и центральной части Азии.

Ранее он был известен по останкам найденных в Италии (в том числе Тосканы - территории древней Этрурии), Франции, Германии, Нидерландов, Румынии, Греции, Украины, Грузии, Азербайджана, Испании, Таджикистана, Китая, а также из Израиля и Марокко, так как скорее всего предпочитал более теплые широты.

В пещере был найден фрагмент лицевой части черепа, который на сегодняшний день находится в Палеонтологическом институте именем А.А. Борисяка в Российской академии наук. Реконструирован из нескольких мелких и шести крупных обломков. Исследование образца помогло выявить черепные и зубные признаки, свойственные этрусскому медведю, что позволило идентифицировать его как зрелую особь данного вида (на это указывают сильно стёртые коренные зубы). Если говорить о характере питания и о общих размерах, то этрусский медведь был ближе всего к небольшим современным бурым медведям.

Слева на право: Гигантская гиена (пахикрокута), этрусский медведь и гиена-хасмопортетес Бориссяка.
Слева на право: Гигантская гиена (пахикрокута), этрусский медведь и гиена-хасмопортетес Бориссяка.

Этрусский медведь превосходил по размеру своих сородичей и достигал габаритов некрупного бурого медведя, которого он сильно напоминал внешне. Лицевой отдел черепа у этрусского медведя широкий и более длинный, нежели у других представителей подрода Euarctos, он почти не уступал в длине мозговому отделу и составлял около 90% от длины последнего. Задний отдел мозга был слабо расширен. У самцов этрусского медведя кондилобазальная длина черепа составляет более 34 см.

Медведь охотился на дичь по крупнее и считал себя полноправным хозяином этих мест. В его рацион входили олени-арверноцерасы, о которых уже говорилось выше, а также крупные полорогие, такие как древние быки лептобос (Leptobos sp.) и эобизоны (Bison (Eobison) sp.).

Эобизон
Эобизон

После того как кто-то из хищников потрапезничал оставалось огромное количество "объедков". Этими кусками мог полакомиться другой род гиен хасмопортетес Бориссяка (Chasmaporthetes borissiaki). Хотя непосредственно падальщиками они небыли. Мнение, что Chasmaporthetes были активными хищниками, подтверждается при анализе их скелета, который был приспособлен для быстрого бега. Эксперты считают, что скорость Chasmaporthetes могла доходить до 100 км/ч. Это животное вынуждено было конкурировать с гигантским гепардом Acinonyx pardinensis жившим примерно в то же время.

Это очень любопытное доисторическое животное. Размер Chasmaporthetes составлял около 1 метра в холке и в среднем они весили около 80 кг. Они были так же велики, как и пятнистые гиены, однако изящнее, немного выше и субтильнее сложены. Несколько особенностей выделяет этот род из остальных гиеновых.

Лептобос
Лептобос

Во-первых — это их зубы. Гиеновые характеризуются мощными зубами, приспособленными для дробления твердых скелетов млекопитающих, это связано с тем, что большинство видов являются падальщиками. Тем не менее, Chasmaporthetes представлены в основном охотниками. Это отлично видно при изучении строения их челюстей. Их коренные зубы приспособлены для разрезания, а не дробления.

Второе отличие — распространение рода. Гиены привычны для нас в Африке и Южной Азии, однако этот род колонизировал Азию и Европе. Например, в Европе существовал вид Chasmaporthetes lunensis, а еще один вид Chasmaporthetes ossifragus колонизировал Северную Америку. В свое время это была самая распространенная гиена в мире.

Природу Крыма в раннем Плейстоцене украшали собой грациозные антилопы. В пещере были обнаружены останки двух видов - газеллоспира (Gazellospira torticornis) и понтоцерос (Pontoceros ambiguus). Первый род распространялся от северных регионов Европы до юго-восточного побережья Средиземного моря. Очень нередки находки газеллоспиры на Кавказе. Второй род распространялся от центральной Африки до Болгарии.

Вверху: верблюд паракамелюс, газеллоспира; внизу: понтоцерос.
Вверху: верблюд паракамелюс, газеллоспира; внизу: понтоцерос.

Гигантский верблюд (Paracamelus gigas), появившийся еще в плиоцене, в раннем плейстоцене был широко распространен в Евразии. По высоте в холке он примерно на треть превосходил современных дромедаров и бактрианов.

Лошадь Стенона (Equus stenonis) по размеру и телосложению сравнивают с зебрами (около 1,4 м в холке, вес 330 кг). В раннем плейстоцене многочисленные стада этих животных населяли Европу и Азию.

-13

Животное было сродни зебре. И по поведению и вероятно по окраске. В Крым эти лошадки могли попасть из Греции, через Болгарию. А там распространились по Южным степям попав на полуостров.

Остается загадкой, что делают останки дикобраза в пещере. Дикобразы не являются норными животными и как бы им это и не нужно. Видимо тушка дикобраза Виноградова (Hystrix vinogradovi) попала туда, как добыча пахикрокуты. Ну тогда я представляю себе, как несчастная гиена намучалась с этим, весьма колючим "завтраком".

Данный вид дикобразов был впервые описан в статье в журнале «Природа» в 1941 г. по материалам из среднего плейстоцена Азербайджана. Этот дикобраз был широко распространен в плейстоцене Евразии, но в Крыму ранее был известен лишь по трем зубам одной особи из местонахождения раннеплейстоценового возраста на мысе Тарханкут. Ареал вида на разных этапах его истории, очевидно, разрывался, что должно было приводить к обособлению некоторых географических форм в подвиды. В позднем плейстоцене популяции дикобраза Виноградова обитали в Западной, Центральной, Южной и Юго-Восточной Европе, в Крыму, Закавказье, на Урале и на Алтае. До поступления новых материалов вопрос о подвидовом статусе крымской формы остается открытым.

Дикобраз Виноградова.
Дикобраз Виноградова.

Не обязательно Таврида была занята пахикрокутой. Она же не вечно заняла эту пещеру. Пещеру вполне могли облюбовать и этрусский медведь, и гомотерий, и хасмопортетес. И не обязательно в этом порядке. У пещеры менялись владельцы, а значит менялась и добыча, которую они тащили в неё.

Птичьи останки не так многочисленны, но все-же есть. Среди них палеонтологи узнали стрепета, ястреба, аиста, цаплю и мелкого сокола. По мере обработки новых материалов список еще будет пополняться.

Среди птичьих остатков, найденных в пещере Таврида, более всего впечатляют две бедренные кости гигантской нелетающей птицы, по размерам существенно превосходившей современного африканского страуса. Реконструируемая масса тела этой птицы, вычисленная с применением эмпирических формул, которые основаны на обхвате бедренной кости, составляет 450–460 кг (тогда как африканский страус весит не более 150 кг). По массе тела крымская форма сравнима с мадагаскарским эпиорнисом (Aepyornis maximus) и уступает только самому крупному представителю слоновых птиц, голоценовому воромбе (Vorombe titan), а также миоценовому австралийскому дроморнису Стиртона (Dromornis stirtoni), которые весили до 650 кг. Таким образом, она была одной из крупнейших птиц всех времен и самой большой птицей Северного полушария. Находки из пещеры Таврида определены как дманисский гигантский страус (Struthio dmanisensis). Этот вид известен (тоже по бедренным костям) из нижнего плейстоцена местонахождения Дманиси в юго-восточной части Грузии. Также очень крупная фаланга пальца стопы найдена в нижнем плейстоцене Венгрии (местонахождение Кисланг), на ее основе был описан паннонский гигантский страус — пахиструтио (Struthio (Pachystruthio) pannonicus).

Пахиструтио.
Пахиструтио.

Все эти находки свидетельствуют о широком распространении в раннем плейстоцене в южной части Восточной Европы и в Закавказье гигантских птиц, значительно превосходящих по размерам современного страуса. В отличие от гигантских островных форм — эпиорнисов и моа, эти страусы-великаны могли неплохо бегать, что, по-видимому, связано с их обитанием в континентальных сообществах совместно с крупными хищными млекопитающими, о которых я вам рассказал выше.

Брачные танцы Дманисского страуса.
Брачные танцы Дманисского страуса.

Пещера Таврида еще и самая древняя пещера в Крыму из найденных. Все крымские пещеры не старше 600 тысяч лет. Таврида древнее их в 3 раза (напомню, её возраст равен 1,8 миллиона лет). Именно по этому в ней сохранились останки столь ранних животных Крыма, когда фауна на полуострове была намного богаче, чем в более поздние времена, с более засушливым климатом.

План пещеры "Таврида".
План пещеры "Таврида".

Палеонтологические исследования в пещере Таврида продолжаются. Раскопки ведутся непрерывно от сезона к сезону. Её сокровища сравнимы с дегтярной ямой Ранчо Ла-Брея. Туристы с удовольствием посещают лабиринты знаменитой пещеры. А наши отечественные палеонтологические музеи пополнились новыми экспонатами. Уверен, что Крым еще не раз преподнесёт нам свои замечательные сюрпризы. Очень советую всем моим соотечественникам посетить наш великолепный Крым! Всем желаю всех благ и мира.