Самое удивительное у болтливых людях то, что они, как правило, не обладают мощной памятью, поэтому часто просто забывают, что и где и с кем они наболтали. Поэтому, какими бы разнообразными они ни казались себе, они часто в конечном итоге говорят об одном и том же с каждым человеком, которого они встречают. Они всегда повторяются и не осознают этого. У них есть определенная колода стойких образов, определенный спектр мыслей и разговоров или, по крайней мере, спектр направлений, в которых они вечно движутся. Якобы случайное и то что загодя запланировано, прописано, эти две стратегии как то сходятся, или по крайней мере учитывают дрыг друга. Векторы, их предпочтения, приоритеты и реакции, это их выбор пути без нашего участия. Повестка и спонтанность. Сильные своим магнетизмом участки путей культурного развития. Очень часто на таком странном приоритете строится и Великая Литература. Очень извилистый путь.
Дороги - дороги. Один из жанров римской литературы называется «путешествия» — это описание тура по туристическому маршруту. Таких изданий было много, их даже можно было назвать путеводителями. Децим Магнус Авсоний (ок. 310 - 395) стихотворение "Мозелла" - описывает поход поэта на берега реки Мозель, затем в Галлию. Мало что от этого сохранилось из текстов, но осталось достаточно цитат, и названий книг. Хотя даже мистического апулея «Золотой осел» можно отнести к этому жанру. В романе идут разговоры о приключениях на магических маршрутах, герой спешит следуя по следам знаменитых ведьм. Все дело в выборе пути, иногда эти походы-набеги были случайными военными действиями. Ведь боевой журнал подразделения – это, по сути, путешествие, а как получился тот налет, «по плану» или «как уж вышло», и о том «заметки о Галльской войне» Цезаря. Маршрут – это столкновение разных планов, управляемых случайностью и таинственными обстоятельствами, и все это потом записано в анналах истории. Якобы из этого что то можно вынести! Маршрут- это столкновение разных чаяний, правит которыми случайность, или незримая судьба. Путь это уже война с пространством.
Да конечно, есть комфортные для прохода места, какие то поля, удобные для битвы, крепости и города, которые нужно посетить, захватить и разграбить. Кровь -тоже вариант некого туризма. Хотя, наверное, самый распространенный вариант это все таки торговые и религиозные вояжирования. В пелигримстве и при посещении святынь и известных мест в Греции, например, было популярно искать могилы великих. И поэтому Каждая местность пыталась обзавестись какой-то своей «могилой», чтобы как-то украсить маршрут для паломников, так появились мавзолеи с одинаковыми именами, но только в разных местах. Всё хотело стать родиной славного. В таких скитаниях было что-то квестовое например, посети все могилы Гомера. Если есть какой то проложенный маршрут, то кто-то должен его обслуживать «трассу». Почта и курьерская служба, Или, например, собиратели милостыни, со своим заданием. Вот история. Собиратели милостыни подходят к рыцарскому замку. И желают владельцу. Мирного неба, и мира в душе. А он им в ответ желает, а я вам желаю. За такое пожелание, чтобы никто никогда не подал вам милостыню. Они удивляются, как так? Зачем так грубо? А он говорит это вы мне нагрубили. Потому что я военный живу войной, а вы мне желаете мира, вы хотите меня лишить куска хлеба? И я тоже в ответ вас. Лишаю куска хлеба.
Сборщики милостыни подходят к рыцарскому замку и желают владельцу покоя «в небе и в душе- мира». В ответ хозяин желает им, чтобы никто никогда не давал им милостыню. Они удивляются: «Почему так грубо?» Хозяин объясняет: «Я воин и живу войной, а ты желаешь мира, хочешь отнять у меня кусок хлеба. Вот за это я и лишаю вас куска хлеба, и попрошу чтобы бог лишил. Раз вы кликайте мне беду, то я сделаю то же самое с вами, я заберу ваш кусок хлеба».
Так что во многом те туры, которые мы прокладываем, которые формируют нашу коллекцию впечатлений, они коммерческие. И только лишь «отвязанные души», например поэты. Могли позволить себе идти куда глаза глядят? Нам остались их перлы. Японские романы путешествий, и даже настольные игры, это во многом названия населенных пунктов и деревень (станций). Когда структура повествования это локация, те места по которым бредет, литератор, поэт и еще, как правило, и художник. Упомяну сто шестьдесят дней странствий Басё и его «По тропинкам севера» 1689 года, и наше Радищевские и «Хождение за три моря» (1466-1472).
Вот литература по теме яркого путешествия, рейса или экскурса, по которой остались заметки.
1. Бегство домой никому ненужной армии, без полководцев. возвращение через Армению с боями к родному Черному морю. Ксенофонт (431-355 до н.э.) Анабасис (экспедиция вверх).
2. Рассказ египтянина о его путешествиях по Средиземному морю. История Венамуна
3. Не всегда путь это ниточка и маршрут, иногда это энциклопедия. Павсаний (2 век н.э.) «Описание всей Греции».
4. Грезы и мир фантазий межпланетные маршруты, один из моих любимых авторов, Лукиан Самосатский (ок. 125 – после ок. 180) «Правдивая история»
5.Путевой дневник буддийского монаха Хечо, совершившего паломничество из Кореи в Индию. (704-787) Ван очончукгук Чон (723 – 727/728),
5.Рутилий Клавдий Наматиан (5 век) поэт шествует из Рима в Галлию, и описывает все что видит. «О его возвращении»
6. Джованни да Пиан дель Карпине (1182 – 1252), путевой отчет о неудачном посольстве к Великому хану от имени папства. История Монгалорум (ок. 1240) почти пустынная планета Татуин и манголорцы.
7. Марко Поло (1254 – 1324 или 1325), венецианский путешественник по Китаю и Монгольской империи.
Дальше пойдут уже книжки с картинками которые мне как художнику более важны. Это проекты изначально основанные больше на искусной визуализации чем на литературой компоненте.
8. Арт рассказ дьякона Бернарда фон Брейденбаха (ок. 1440-1497) - о его путешествии в Святую Землю вместе с Эрхардом Реувичем, художником, нанятым специально для создания гравюр. Раскрашенная в ручную книжка-раскладушка, первый иллюстрированный путеводитель для паломников. «Паломничество в святую землю» (1486)
9. Путешествие в мир простых форм и линий (Геометрическое обучение), 1535. Работа по основам математики, которые, по мнению художника, должен знать художник. Теоретические работы немца широко изучались на протяжении последующих столетий, это был стандартный маршрутизатор для становления многих арт профессионалов. Альбрехт Дюрер (1471-1582)
10. «Наблюдения над теорией и практикой ландшафтного садоводства» 1803 год. Книга по воображаемым садам, ее прочтение эту у же само собой приключение. Нелинейности, и тут все нарочито просто, этот сборник устроен так что последовательно и убирая каждый слой фигурных страниц вы словно бы преображаете бумажный ландшафт, и созидаете свой сад. Тут собраны вариации как все может быть терофармированно. Это замысловатое устройство, бизнес игрушка, позволяющая показать потенциальным клиентам, как автор может преобразить их территорию. Альбом воплощает разные теории о создании формальных ландшафтов для английских загородных поместий. «До и после» и его наглядности важная любая часть рейда, и все там можно моделировать. Автор Хамфри Рептон (1752-1818)
11. Живописец обучавшийся в Императорской Академии художеств, взял в руки новомодный фотоаппарат, и попытался изобрести цветную фотографию. Популярный сегодня фотоальбом, методичное путешествие по огромной территории, и частный выбор матера что из этого запечатлеть для потомков. «Достопримечательности России в натуральных цветах. Весь Прокудин-Горский». 2003.
12. Немного странная книга с длинным названием, но она тоже про круиз. Путеводитель «по пятнам», текстурам и поверхностям.
«Домашний художник, или спутник декоратора: полный трактат о происхождении цвета, законе гармоничного окрашивания, производителе пигментов, масел и лаков, а также об искусстве домашней росписи, зернистости и мраморности». Тут открыты многие секреты как имитировать живописью различные природные среды. Уильям Маллингар Хиггинс (автор 1830-х годов)
13. Все важные события человека, но только в переосмыслении его комнаты и интерьера. Кюги сошоку дзюрокусики зуфу (Шестнадцать графических схем древнего церемониального убранства) Асамаро Инокума
14. Фотоальбом. «Североамериканский индеец». 1907-30 . 20 папок с фотографиями. Подробности по документированию исчезанию расс. Монументальная публикация автора из Сиетла, грустное плаванье по несуществующему сегодня миру. обширное этнографическое исследование многочисленных племен, а его фотографии остаются запоминающимися образами американских индейцев. Эдвард С. Кертис (1868-1952)
15. «Подземный мир» 1664-65. Путешественник, спускался в недра, исследовал вулканы, и конечно размышлял о природе явлений, происходящих под поверхностью Земли, этот альбом самой ранней печатной работы по геофизике и вулканологии. Недавние землетрясения и извержение Везувия в 1630 году вызвали интерес всего мира к тому что так в глубинах. Автор ученый-иезуит Афанасий Кирхер.
16. «Продромус в системе исторических испытаний» (Введение в систематическую классификацию панцирных животных) 1795.
Несомненно она из самых красивых книг в подборке, элегантно сочетая искусство и науку, «Продромус» представляет описания новых видов раковин в сопровождении поразительно красивых иллюстраций, некоторые из которых тщательно покрыты акварельным золотом и серебром, чтобы воспроизвести эффект переливания. Иоахим Иоганн Непомук Спаловски (1752-1797)
17. «История северных народов и природа вещей» 1565. Почти что классический бестиарий (про монстров), но уже с элементами жизненной правды. Шведский епископ, много путешествовал по Скандинавии и Европе в середине 1500-х годов, составил первый крупный труд о народах, географии, экономике и фауне Северной Европы. Автор Олаус Магнус Книга была приложением к его большой карте северных земель, которую он создал в 1539 году.
18. «Сад здоровья». Печатный сборников трав, один из первых из опубликованных на народном языке, а не на латыни. Тут и классический фольклор, тут и про суеверия, религиозную символику и домашние средства. Книга популярная, недорогая и расхожая. Поскольку текст и гравюры на дереве часто копировались с более ранних работ, а не рисовались с натуры, картинки со временем становились все менее точными. Так искажаясь при переизданиях серьёзное дело «траволечения» постепенно превращается в чистое искусство, и яркие эксперименты с формой. Конрад Динкмут, 1487
19. «Полярные сияния: их характеры и спектры». 1879. Люди забираясь в малодоступные области пытались понять природу того что там они встречали, путешественники в полярные регионы часто видели северное сияние, замечательное световое явление, которое некоторые считали туманом, исходящим от земли, считалось что у этой красоты есть химическая природа. Джон Рэнд Капрон (1829-1888)
20. «Орнаменты всех классических периодов в искусстве» 1843. Альбом с многочисленными примерами античного, средневекового и ренессансного орнамента, которые собрал автор путешествуя по миру, чтобы обучить художников разным стилям. Можно составить ему компанию и пролистать этот «альбом эпох, и взглядов на прекрасное», от Греции до его дней. Не знаю здорово было бы сегодня на таком же уровне продолжить и эту и все подобные книги. Такие проекты недолжны прерываться со смертью «первых авторов» и исследователей. Мир пошел вперед и надо бы успевать точно так же кропотливо его описывать, но на это нет сил. Вильгельм Зан (1800-1871)
21. В зависимости от сезона женщина рассказывает о цветах в порядке их появления в лесах и полях. После смерти своего первого мужа вдова начала совершать прогулки по сельской местности. Эти прогулки вдохновили ее на впечатляющую подборку "Как узнать полевые цветы" (1893) Фрэнсис Теодора Парсонс (1861-1952)
22. "Грандиозная панорама Великой выставки всех наций".1851.
Этот почти 9 метровый свиток, созданный в память о проходившей в Лондоне выставки «в Хрустальном дворце». экскурсия изображает внутренние сцены и павильоны ярмарки. Это общественное и одновременно полиграфическое событие возможно вдохновило и другие европейские страны на создание собственных международных экспозиций. (Иллюстрированные Лондонские новости).
23. Фото альбом «Архетипы искусства». Детальное путешествие по макромиру. Примерно в 1918 году автор использовал микроскопический объектив, чтобы сделать детальные фотографии форм растений на резком фоне. Лишенные своего натуралистического качества, растения казались искусственными гипсовыми формами. Создание этой книги совпало с рождением школы дизайна Баухауз, которая имитировала машинные формы и лишала предметы украшений, которые не способствовали их функционированию. Школы дизайна на протяжении многих десятилетий использовали это альбом в качестве сборника образцов естественных форм. Карл Блоссфельдт (1865-1932)
24. Крабы залива Сагами, собранные Его Величеством Императором Японии. 1965. Многие императоры занимались собранием коллекций, пот пример усилий восточного владыки Хирохито (1901-1989), опытным коллекционером и страстным морским биологом на протяжении всей жизни сам собирал крабов, изображенных в этом томе, и идентифицировал их в своей дворцовой лаборатории, используя работу Мэри Джейн Ратбан, ученого Смитсоновского института 19-го века. Автор Сейбуцугаку Гокенкюдзе
25. Я много рассуждаю про различные типы походов, но важно не просто собрать впечатления, но и как то надолго их разнородности удержать. Вот помощник как этим верно заниматься. "Спутник натуралиста и путешественника", содержащий инструкции по сбору и сохранению предметов естественной истории. 2-е изд 1774.
Борясь с неосторожным обращением, с собранными материалами автор сражается с гнилью, насекомыми, людскими непреднамеренными повреждениями и с самим временем. Европейские ученые и коллекционеры проявили немалую изобретательность, чтобы доставить образцы в целости и сохранности домой для изучения и сохранить их там в целости. В 1772 году, британский врач, у которого был частный музей естественной истории и ботанический сад, выпустил одно из самых ранних и красивых руководств по сбору, подготовке, транспортировке и сохранению научных образцов. Джон Коукли Летсом (1744-1815)
26. «Газофиласио» (серия иллюстраций из собрания чудес природы Левина Винсента) 1719. В Европе в конце 1500-х годов, состоятельные люди начали собирать коллекции раритетов, но как это все классифицировать никто еще толком не знал, и книги альбомы вроде «Газофиласио» служили инструментами для классификации всех известных растений и животных. Голландский торговец просто показывает нам свою коллекцию естественной истории как образец для подражания. Грамотная систематика по разным областям исследований это тоже проблема. Хороший пример как раньше у знающих людей было. Левин Винсент (1658-1727)
27. Мастер-класс по превращению, реальности в декор. Папильоны (бабочки) 1925г. Великолепный по насыщенности цветами и идеями сборник рисунков. Арт альбом по трансформациям супер реалистичных изображений бабочек в абстрактные формы и орнаментальные узоры. Исключительной яркости цвета этих 20 отпечатков, автор достиг используя метод трафаретной печати. Книга задумана как источник вдохновения для дизайнеров, особенно тех, кто специализируется на обоях и текстиле. Какой замечательный мотив дороги, поиски вдохновения и остановки на этом пути! Какое чудное напутствие! Куколки и бабочки чем не метафоры людского преображения, и «тропинки вверх». Э. А. Сеги (время работы над альбомом 1900-1925) этим альбомом наверное можно закончить сет который я начал с Ксенофонта и его кругового маршрута (туда и обратно). Экскурс из Греции в Азию и бегом обратно домой про это был его Анабасис или "экспедиция вверх".