Найти тему
Финансовый гений

В 2022 году в России зафиксировано рекордное падение потребительского спроса

Потребительская активность (или простыми словами, траты людей) - один из важнейших показателей состояния экономики государства. По данным компании NielsenIQ, реальный потребительский спрос в России снижается с каждым годом с 2014 года (примерно так же, как и реальные доходы населения), но в 2022 году его падение стало рекордным, и даже более высоким, чем в 2014-2015 годах.

-2
Справочно: NielsenIQ (Nielsen Consumer LLC) — технологическая компания, предоставляющая данные о рынке розничной торговли и покупательском поведении в индустрии товаров повседневного спроса (FMCG). Присутствует в более чем 90 странах мира, на которые приходится 90 % мирового населения.
-3

Реальный потребительский спрос - это траты населения на покупку товаров и услуг повседневного спроса с поправкой на инфляцию (по аналогии с реальными доходами населения). То есть, если траты были 100 рублей, а стали 107 рублей, но инфляция при этом составила 10%, то реальный потребительский спрос упал на 3% (это грубый подсчет для примера).

Так вот, в России реальный потребительский спрос с 2014 года падает ежегодно, кроме 2018 года, где он вырос за счет проведения чемпионата мира по футболу. Вот как это выглядит на графике:

-4

И в 2022 году падение оказалось самым сильным за последние 8 лет - оно составило -3,4%.

При этом реальный рост рынка продаж товаров повседневного спроса без учета инфляции в 2022 году составил 13,6%, а инфляция этой группы товаров - 17%. Разница 3,4% - и есть рассчитанное падение реального спроса.

Кстати, обратите внимание, что инфляция по товарам повседневного спроса (они в мировой практике обозначаются как FMCG - Fast-Moving Consumer Goods) всегда выше. Например, общая росстатовская инфляция за год рассчитана на уровне 11,9%, а инфляция FMCG в отдельные месяцы, по данным другой российской аналитической компании Romir, достигала почти 50%.

Для исследования NielsenIQ были использованы данные розничных продаж по всей стране, включающие показатели более 200 торговых сетей, а также рынков и павильонов, общее число торговых точек более 120 тысяч.

Главная причина снижения реального потребительского спроса - снижение реальных доходов населения: эти показатели, как правило, показывают очень схожую динамику и прямо зависят друг от друга.

По данным Росстата за первые 3 квартала 2022 года реальные располагаемые доходы россиян упали на 3,4%, что в точности повторяет полученный годовой показатель падения реального спроса. Правда, по итогам года Росстат может опубликовать другие данные.

Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!