Крупнейший российский частный исследовательский холдинг "Ромир", специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях с 1987 года, рассчитал уровень реальной инфляции в России. По данным исследования, годовая инфляция по итогам сентября составила ни много ни мало, 48%.
Хочу обратить внимание: это не просто чьи-то личные ощущения и какая-то цифра с потолка, а результат регулярных аналитических исследований. Таких же, как проводит Росстат, только по другой методике.
Чтобы понять, откуда взялись 48%, и почему цифра так отличается от расчетов Росстата (по их данным годовая инфляция составила 13,7%), нужно понимать разницу в методологии расчетов.
Ромир использует собственную методологию расчета статистического индекса-дефлятора FMCG: этот индекс включает в себя цены только на те товары и услуги, которые люди ежемесячно приобретают в магазинах: пищевые продукты, напитки, моющие средства, предметы личной гигиены, косметика, лекарства, одежда. Научно эту группу товаров называют "товарами с высокой степенью пенетрации".
Пенетрация (распространенность товарной группы) - это процент домохозяйств, совершивших покупку товара в течение месяца.
А среди товарных групп с высокой пенетрацией аналитики Ромира отобрали отдельные товары самых популярных марок SKU.
SKU (Stock Keeping Unit) – ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Таким образом, аналитики отобрали около 200 товаров, которые реально пользуются наибольшим спросом среди россиян.
Этим методика Ромира отличается от методики Росстата, включающей в себя на данный момент 558 наименований товаров и услуг, большинство из которых среднестатистический россиянин ежемесячно не покупает, а некоторые - вообще никогда не покупает в течение жизни.
Всего для исследования были проанализированы более 15 млн покупок, совершенных только верифицированными россиянами в городах с численностью населения более 10 тысяч. То есть, проделана очень серьезная работа.
Как отмечают авторы исследования, они рассчитывают собственный индекс-дефлятор FMCG с января 2019 года - значение этого месяца принято за базовые 100%. На данный момент значение показателя 186%, то есть, за 3,5 года цены выросли на 86% (почти в 2 раза), из них 48% роста пришлось именно на последний год.
Максимального значения индекс FMCG достигал в мае 2022 года - тогда он был ровно 200%, то есть, рост точно в 2 раза от базового показателя или 66% год к году.
Для сравнения, по данным Росстата пиковая инфляция наблюдалась в апреле 2022 года и составляла 17,8%.
Таким образом, инфляция, рассчитанная аналитиками Ромир, в 3,5 раза отличается от официальной инфляции, публикуемой Росстатом.
К слову, сами россияне в сентябре оценили уровень инфляции примерно в 1,5 раза выше, чем росстатовский, но в 2,2 раза ниже, чем в исследовании Ромира - около 21,5% (по результатам опроса Фонда Общественного Мнения по заказу Центробанка России). Это средние данные, но 27,2% респондентов ответили, что видят рост цен более 30% (обобщенный максимальный вариант ответа в опросе).
Какой из всех этих показателей ближе к реальности - делайте выводы по собственным ощущениям.
Ссылка на исследование: Ромир: динамика дефлятора FMCG в сентябре (romir.ru)
Ваш лайк и подписка - необходимая поддержка каналу!