Эту историю рассказала Мелек-ханум, жена великого визиря Кипризли-паши, по национальности грузинка. Выйдя замуж за Кипризли-пашу, Мелек-ханум стала очень влиятельной в Османской империи дамой.
Просьба паши
В дом к мужу-визирю Мелек-ханум часто приходили разные высокопоставленные гости. Одним из таких гостей был еще молодой, но уже очень влиятельный Гезлуклу-паша. Однажды, явившись в дом Кипризли-паши, этот паша попросил позвать в комнату Мелек-ханум. Молодой человек хотел, чтобы жена визиря слышала, о чем он будет говорить.
Мелек-ханум явилась и расположилась за ширмой. Оказалось, что Гезлуклу-паша решил жениться. Жен молодым людям в Османской империи было принято искать матерям, сестрам или на худой конец любым другим родственницам женского пола. У Гезлуклу-паши же родственниц-женщин не было. Поэтому, будучи грузином, он и решил попросить Кипризли-пашу уговорить его жену-грузинку выполнить обязанность по поиску невесты.
Желая помочь паше, Мелек-ханум согласилась. Эту свою работу свахи она в последующем и описала в книге «Тридцать лет в турецких гаремах», которую издала после развода с визирем и побега в Европу из-за козней валиде-султан.
Нужна высокая, красивая, богатая
Поскольку Гузлуклу-паша бывал в Европе, он непременно хотел, чтобы его жена имела высокий рост, стройную фигуру, хорошие манеры и была похожа на европейку. Однако волосы и глаза у будущей жены обязательно должны были быть черными.
Мелек-ханум пустилась на поиски. Богато одевшись, она поочередно перебывала во всех семействах города, по рангу подходящих жениху.
Сватовство
Жена визиря являлась к каждому дому, где, как она знала, жила незамужняя девушка. «Что вам угодно?», - спрашивали ее. «Я желаю видеть вашу дочь», - отвечала Мелек-ханум. После этого сваху приглашали в приемную комнату, куда через некоторое время выводили потенциальную невесту. Девушку предварительно одевали в самые лучшие ее наряды.
Разодетая невеста входила в комнату, приветствуя Мелек-ханум носовым платком. Этот платок должен был находиться у девушки в руке. Глаза невеста постоянно держала опущенными книзу. Войдя, девушка садилась напротив Мелек-ханум, которой в этот момент подавали кофе. Высокопоставленная сваха начинала медленно пить кофе, рассматривая девушку и задавать ей разные вопросы. Когда Мелек допивала кофе, невеста вставала и уходила.
После этого в комнату входили родственники девушки и спрашивали, какое впечатление их дочь произвела на сваху. Мелек-ханум давала лестный отзыв, после чего родственники начинали рассказывать о том, какое количество платьев и драгоценностей имеет девушка, и какое приданое за ней назначено.
Удаляясь из дома, Мелек-ханум заверяла родственников девушки, что все передаст жениху в точности, а он уже будет принимать решение. Каждый вечер Мелек-ханум давала мужу-визирю отчет о своих посещениях. Кипризли-паша же передавал эту информацию Гезлуклу-паше.
Разборчивый жених
Женихом паша, однако, оказался очень разборчивым. Мелек-ханум ходила по домам уже 12 дней, а паше все не нравилась ни одна невеста. То он находил, что у невесты слишком много родственников. То считал, что у девушки недостаточно приданого. Одну невесту он нашел слишком крупной, у другой его не устроили голубые глаза. Еще одна оказалась слишком старой для него.
В конечном итоге терпение жены визиря лопнуло и она решила подойти к делу по-другому. Явившись в очередной перспективный дом, она нашла там девушку высокую, стройную, богатую, с правильными чертами лица и хорошими манерами. Однако претендентка не соответствовала одному требованию паши — волосы у нее были не черные, а рыжие, а глаза — светло-карие.
Осмотрев невесту, Мелек-ханум заявила ее родственникам, что Гезлуклу-паша на ней женится.
Обман на свадьбе
Вернувшись домой, сваха описала мужу невесту во всех красках, не упомянув при этом ни о каких рыжих волосах и светлых глазах. Когда Гезлуклу-паша услышал о богатстве и красоте девушки, он решил, что женится именно на ней.
В назначенный день свадьбы Мелек-ханум отправилась к невесте. С собой она взяла гречанку, мастерицу в парикмахерском искусстве. Эта гречанка и выкрасила волосы и брови невесты в черный цвет. По словам Мелек-ханум, этот цвет очень пошел девушке, придав ее прелестному лицу необыкновенно приятное выражение.
Довольный паша
Несмотря на все ухищрения, Мелек-ханум, однако, очень опасалась каких-нибудь неприятных последствий, когда Гезлуклу-паша откроет правду. Ведь жених прямо пообещал ей, что, если невеста не будет соответствовать каким-нибудь его критериям, он покинет ее после первой же ночи. Обман, помимо всего прочего, мог стать еще и причиной охлаждения отношений между пашей и мужем Мелек-ханум Кипризли-пашой.
Ночью после свадьбы из-за переживаний Мелек-ханум даже плохо спала. Однако на следующее утро Гезлуклу-паша приехал к визирю в гости и начал расхваливать свою невесту, выражая при этом огромную благодарность Мелек-ханум.
Вскоре после свадьбы Гезлуклу-пашу отправили с войском усмирять курдов. Рыжая жена поехала в экспедицию вместе с ним. Своей супругой паша в последующем был так доволен, что дарил ей множество дорогих подарков, никогда не покидал ее и не взял других жен.
По материалам книги Мелек-ханум "Тридцать лет в турецких гаремах", 1874 г.
Если статья понравилась, ставьте палец вверх, подписывайтесь. Этим вы очень поддержите канал.