Найти в Дзене
культшпаргалка

Что такое "Пляска смерти " Сен-Санса

Оглавление

Музыка «Пляски смерти» Камиля Сен-Санса обладает огромной магнетической силой притяжения, хотя сюжет этого сочинения не назовешь очень уж привлекательным. Надо обладать огромной фантазией, точным чувством меры и большим даром музыкального декоратора, чтобы создать из мрачной кладбищенской сцены с могилами и скелетами в истлевших саванах увлекательную, пикантную и даже «соблазнительно-красивую», по словам Чайковского, музыку.

Равенство и братство

Еще при жизни Сен-Санс имел репутацию отличного мелодиста, увлекательного лирика и мастера типично французского стиля. Пусть не очень глубоко, но зато ярко, красиво, соразмерно, элегантно и обязательно с какой-нибудь желанной для публики изюминкой. Неудивительно, что в списке самой любимой и популярной классики числятся сразу несколько его сочинений 👇

«Пляска смерти» - главный оркестровый шлягер Сен-Санса и самая популярная «пляска смерти» из всех, написанных в XIX веке другими композиторами - Гектором Берлиозом («Хоровод шабаша» из финала «Фантастической симфонии»), Ференцем Листом («Пляски смерти» для фортепиано с оркестром) и Модестом Мусоргским (вокальный цикл «Песни и пляски смерти»).

И хотя Сен-Санс, в отличие от них, не претендовал ни на грандиозность, ни на философское осмысление, и даже был раскритикован многими за легкомысленность, именно его «Пляску» публика полюбила больше всех других.

Первоначальный импульс к созданию этой музыки Сен-Санс получил, прочитав небольшую поэму известного парижского врача и поэта Анри Казалиса. Она называлась «Égalité-Fraternité» («Равенство и братство») и представляла собой одну из вариаций на традиционный средневековый сюжет Dance Macabre в жанре политической сатиры на идеалы Парижской коммуны. Главный революционный лозунг провозглашает в этой поэме сама смерть, заставляя плясать в паре благородную маркизу и простого извозчика.

Почти по Берлиозу

Сен-Санс убрал из текста все актуальные политические смыслы и оставил только инфернальную картинку - сцену пляски скелетов под звуки скрипки Смерти.

Цок-и-цок-и-цок — это смерть танцует,
По плите могильной четко бьет каблук.
Плясовой мотив смерть играет в полночь
Вжик-и-вжик-и-вжик — рвет смычок струну.
Метель бушует, ночь мрачна
И стонут липы на ветру.
Скелеты пляшут в темноте,
Саваны — бальный их наряд.
Вжик-и-вжик-и-вжик — точно в такт движенья,
Только слышен стук мертвых их костей…
Но забрезжил свет… Паника, смятенье!
Конечен Смерти бал с первым петухом.

На эти слова в 1872 году он написал песню «Пляска смерти» и посвятил ее в знак благодарности Гюставу Жаке — художнику, написавшему его портрет.

Гюстав Жан Жаке. Портрет Камиля Сен-Санса. 1870 г
Гюстав Жан Жаке. Портрет Камиля Сен-Санса. 1870 г

Немного позже Сен-Санс понял, что и тема стихотворения, и мелодия песни заслуживают гораздо большего, и спустя два года сделал из этого симфоническую поэму со всеми «ухищрениями злобы», как говорил Глинка, то есть с разнообразными и тщательно подготовленными музыкальными эффектами.

Образцом в этом для него был Берлиоз, который в своей «Фантастической симфонии» уже создал прецедент гротескного инфернального бала с хороводами ведьм в виде фуги, зажигательными танцами всяческой нечисти под заупокойный католический хорал Dies irae (День гнева), жуткой дробью высохших костей скелетов и криком петуха.

У Сен-Сана тоже есть и хоровод с фугой, и вульгарная пляска под Dies irae, и стук костей (для этого он ввел в оркестр невиданный тогда еще ксилофон), и петух, и явный гротеск в описании происходящего. Но в отличие от развёрнутого фантазийного полотна Берлиоза у Сен-Санса получилась короткая, яркая, идеальная по форме композиция с выразительными темами и четкой графикой вальсового ритма.

Как это сделано

Главная находка Сен-Санса — мелодия «Пляски». Недаром он счел, что жанр песни — слишком скромная оправа для такой темы и решил сделать из нее симфоническую поэму, чтобы показать все ее возможности в развитии и оркестровом блеске.

«Пляска мертвых» написана мастером музыкальной интриги. Он удерживает наше внимание с первого до последнего звука — от двенадцати ударов часов в начале до крика петуха в конце. Это настоящий театр, где у каждого инструмента свой образ и своя маска.

В главной роли выступает Смерть — специальным образом («неправильно») настроенная солирующая скрипка. Они издает режущие слух звучания и играет в нарочито вульгарном, крикливом тоне. Арфа изображает звук курантов, бьющих полночь, скрипки — то завывания холодного ветра, то невыразимо жуткий полет призраков, ксилофон — стук костей пляшущих скелетов, рокочущие литавры — ужас кромешной адской тьмы, а гобой достоверно исполняет свое заключительное «кукареку». Фантазия уносит Сен-Санса далеко за пределы поэтического сюжета, и чем дальше, тем больше леденящих душу деталей появляется в музыке.

При этом сам Сен-Санс, как хороший хирург, досконально знающий свое дело, не вовлекается эмоционально в этот процесс. Во всем ощущается точный расчет и легкая ирония трезвого ума.

Поэтому, как бы ни была пугающе достоверна вся эта звуковая живопись, парадоксальным образом целое выглядит очень гармонично, привлекательно и, как точно выразился Чайковский, «соблазнительно-красиво».

Пляска с продолжением

Кстати, он познакомился и подружился с Сен-Сансом в 1875 году во время его гастролей в России, и, как обозреватель «Русских ведомостей», написал о его выступлениях полную хвалебных эпитетов статью. Из ее текста ясно, что только что написанная «Пляска смерти» имела у московской публики необыкновенный успех.

Кстати, во время визита Сен-Санса в Россию они в паре с Чайковским однажды станцевали хореографический дуэт на музыку Николая Рубинштейна 👇

Закономерно, что почти везде эта музыка вызывала бурные восторги. Против были только некоторые критики, упрекавшие Сен-Санса в том, что из сакрально-эпической темы смерти он сделал пикантное симфоническое шоу.

Еще при жизни Сен-Санса «Пляска смерти» стала оркестровым шлягером и, как это бывает в таких случаях, тут же начала тиражироваться в переложениях. Роскошную фортепианную транскрипцию почти сразу же сделал Лист, великодушно отодвинув в сторону свои собственные «Пляски смерти». Его примеру последовали другие виртуозы. Появились «Пляски смерти» для разных инструментов с сопровождением, для фортепиано в четыре руки, для двух фортепиано в восемь рук и даже для органа.

Сам автор тоже сделал пару переложений и процитировал сам себя (мотив «Пляски» вместе с ксилофоном) в «Ископаемых» из своего знаменитого «Карнавала животных».

-3

С наступлением ХХ века «Пляска смерти» легко влилась в кинематограф, телевидение, мультипликацию, джаз, рок и компьютерные игры. И хотя современного человека уже трудно чем-то удивить, мелодия «Пляски смерти» и сейчас вызывает легкий холодок необъяснимой тревоги.

Вы прочитали фрагмент из моей книги (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки".

Для читателей Культшпаргалки в книжном 👉интернет-магазине "Читай-город" с 14 по 21 февраля скидка 20% по промокоду - КУЛЬТШПАРГАЛКА

Добавьте описание
Добавьте описание

Спасибо всем за лайки и комментарии! 🌸