Найти тему
Дмитрий Поминов

Трагедия и комедия профориентации подростка

Помните сказку про Репку? Люблю эту сказку. Она про то что если тебе что-то нужно, а сам не справляешься = зови помощников, и вместе всё получится!

Замечательная сказка.

А помните историю про Колобка? Вот подрос наш Колобок (можно сказать = стал подростком!), и покатился непонятно куда непонятно зачем. В итоге сел взрослой Лисе на нос, тут-то она его и съела.

Трагичная история, в общем то...

Теперь давайте вспомним понятия: Цель деятельности, и Субъект деятельности.

Субъект = это человек, способный к активной, самостоятельной деятельности, способный самостоятельно ставить себе цели и организовывать их достижение. В обычной жизни под "субъектом" по умолчанию мы понимаем "нормального взрослого разумного человека".

Цель деятельности = это то, к чему стремится субъект; результат, "награда".

Так, в первой сказке, про репку, субъект = это Дедка. Он репку посадил, а потом организовал всех-всех для того, чтобы ее вытянуть (а потом и съесть)). То есть система Субъект-Цель налицо, и результат = замечательный.

Во второй сказке, Колобок = это "неполноценный" субъект. У него есть какие-то силы, способности, но нет внятной цели. Есть какие-то силы и желания, надо что-то делать - и он покатился, покатился, покатился... И пропал. Можно сказать, он пропал, потому что обладал уже "взрослыми" возможностями, но "детским" мировосприятием и поведением = и с этим поведением он "вылез" в большой, взрослый мир = где и сгинул.

Теперь от сказок давайте перейдем к нашей недалёкой истории, 20 веку, и рассмотрим такую область как "образование и профориентация в СССР". Кто был субъектом образования и профориентации в СССР? Кто ставил цели образования и понимал его цель? Этим субъектом было "Государство" и "Госплан". Государство четко знало, сколько и каких работников нужно на предприятиях. И на работников был четко определенный "спрос сверху". Так ребенку в вопросе "профориентации" предоставлялся набор четких "предложений" от государства, и в зависимости от своих возможностей и способностей, подросток делал свой выбор учебного заведения, учился, и встраивался во взрослую деятельность, через чего происходила его успешная социализация.

А теперь - к трагедии подростов сегодняшнего дня.

Кто сейчас является субъектом деятельности "образование и профориентация ребенка"?

Государство? Нет. Потому что 9 из 10 выпускников учебных заведений - НЕ РАБОТАЮТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ. И дело не в том, что государство "со зла" творит какую то дичь. Государственная система образования "по инерции" молотит в стиле 20 века = уже 35 лет как нет никакого госплана и четкого спроса на выпускников, а система образования все делает вид что "знает что делает" = и в итоге пачками выпускает в большой мир "колобков".

Так кто? Работодатель? Нет. Потому что работодателю наплевать на вопросы "образования и профориентации" = ему нужны РАБОТНИКИ! Готовые, качественные, умелые. Ты уже такой? Добро пожаловать в светлое будущее. Нет? Иди лесом, "колобок" - мы не будем заниматься твоим образованием, профориентацией... Вот станешь большим, умелым = тогда и приходи.

Так кто? Родитель? Нет. Он то откуда знает, как образовывать и профориентировать подростка? Это же специальная сфера деятельности, профессиональная - а родитель это просто человек со своей специальностью, он же не педагог, не воспитатель.

Так кто? Кто? Вы уже догадались, кто?

НИКТО.

Трагедия в том, что мы - в лесу, полном юных Колобков.

Получается, что в настоящее время система "Субъект и Цель образования и профориентации" - сломана, не работает, настроена неправильно. Это именно системная проблема, связанная с системным кризисом перехода от индустриального, планового общества к обществу постиндустриальному.

У меня есть гипотеза, что Субъектом, который в состоянии качественно решить эту задачу, является сам Подросток. Которому помогают качественно и системно решить вопрос "Взросления".

Повзрослев, и обретя Субъектность, подросток - уже обладая способности, возможностями, чувством "времени, современности" и актуальными навыками жизни в новом времени - в состоянии качественно решить задачу собственной профориентации.

Как можно решить задачу "Взросления" подростка в современном мире, напишу в следующей статье.

Комедия ситуации в том, что она проста, как грабли - и вместо того, чтобы подростку на них наступать и бить себя по голове, лучше использовать их по назначению и грести - что-нибудь полезное, к себе и для себя.

Будь "дедкой", не будь "колобком"! :)