Считается, что веер попал в Японию из Китая в глубокой древности. Самое раннее изображение японского веера относится к VI веку нашей эры. Складной же веер был изобретен в Японии между VI и IX веками. Это была часть придворной одежды, которую называли акомеоги в честь придворной женской одежды акомэ. Японские мастера веками совершенствовали формы, и в результате появился привычный нам складной веер из деревянных обструганных дощечек, складывающихся в гармошку с полукругом специальной прочной бумаги, которые в Японии называются сэнсу. И вот в 988 году, согласно источнику «Сун Суй» («История песни»), теперь уже японские монахи отправили императору Китая четырнадцать разнообразных красочных складных вееров. Знаменитая придворная дама и писательница Сэй Сёнагон (966 — 1017) причисляла веер к предметам, которые «пленяют утончённой прелестью». На веерах рисовали картины и писали стихи. Популярность этих вееров была такова, что в период Хэйан (794-1185) были приняты законы о роскоши, которые ограничивали чрезмерное украшение вееров.
Самым древним из существующих сэнсу считается кипарисовый веер, найденный в руках статуи Тысячерукой Каннон в храме Тодзи в Киото. Его происхождение относят к 877 году. В то время сэнсу считались предметами роскоши, ими могли пользоваться только аристократы.
Японский складной веер XII века.
Веера сэнсу делают из бамбукового каркаса и оклеивают бумагой васи. Изготовление вееров по старинным технологиям является одним из самых известных традиционных ремесел Японии. Перечень традиционных ремесел, согласно действующим законам, насчитывает 235 различных товаров, в которым относят веера с «Эдо-Сэнсу» и «Кё-Сэнсу».
Мужской веер Эдо-Сэнсу, фирма «Unkindo Fukatsu».
Веера Эдо-Сэнсу отличаются широкими складками и крупными смелыми рисунками, они имеют меньшее количество палочек большей толщины по сравнению с Кё-Сэнсу. Знаменитые токийские Эдо-Сэнсу изготавливаются одним мастером от начала до конца. Такие веера покупают презентабельные и утонченные эдокко – так называют жителей Токио (Эдо — старое название Токио), которые живут в городе на протяжении трех или более поколений; стереотипно считается, что они стильные, активные, чуткие и полные чувства справедливости.
Йошико Фукацу представляет пятое поколение семьи, занимающейся изготовлением складных вееров Эдо с 1860 года.
Более 150 лет фирма «Unkindo Fukatsu» сохраняет традиционные навыки изготовления Эдо-Сэнсу, которые использовались женщинами императорской семьи во время значительных официальных церемоний. «Ukindo Fukatsu» выпускает веера для традиционных актеров кабуки и для многих известных людей. Большинство складных вееров представляют собой единственные в своем роде изделия с оригинальными узорами. Настоящие Эдо-Сэнсу издают приятный щелкающий звук при складывании.
Женский веер Эдо-Сэнсу с изображением коровы, фирма «Unkindo Fukatsu».
Женский веер Эдо-Сэнсу с изображением розы, фирма «Unkindo Fukatsu».
Мужской веер Эдо-Сэнсу «Черный туман Нигуро», фирма «Unkindo Fukatsu».
Веер Эдо-Сэнсу с популярным узором «Хайваре», повторяющим трещины на льду, фирма «Unkindo Fukatsu».
Веера Кё-Сэнсу создают мастера в регионе Киото (Кё – название Киото). Существует большое разнообразие исторических вееров Кё-Сэнсу, от повседневных до церемониальных: «нацу-сенсу» (летний веер), «май-сэнсу» (танцевальный веер, используемый во время традиционных японских представлений), «шимай-сэнсу» (богато украшенные роскошными узорами, используемые в пьесах но), «гисикиё-сэнсу» (для традиционных церемоний). При изготовлении Кё-Сэнсу используется разделение труда, а весь процесс разбивают 87 операций. Изготовление ребер и листьев веера, веерная роспись, золочение, плиссировка, прикрепление листа к ребрам — каждой из этих задач занимается отдельный опытный мастер. Это гарантирует, что веер постоянно проверяется на качество.
Веер Кё-Сэнсу «Цветы осенней вишни» с ручной росписью, фирма «OHNISHI TSUNE SHOTEN».
Элегантный веер Kyo-Sensu с отделкой шелком, расписанным ярко-синими бабочками.
Мужской веер для деловых встреч Кё-Сэнсу с «хётаном» (тыквами), известными как талисман удачи.
Веер Кё-Сэнсу «Золото на белом», фирма «Yasuto Yonehara». Дизайн этого веера вдохновлен сиянием Млечного Пути.
Молодой бренд «Yasuto Yonehara» из Киото был создан в 2016 году. Основатель мастерской, Ясуто Ёнэхара начал производство вееров для традиционных японских искусств и ритуалов, таких как театр, чайная церемония, синтоистских, буддистких и фестивальных обрядов. Полученный за годы работы опыт и желание Ёнехары придать складным веерам современный вид, привели к созданию собственного стиля, объединяющего традиции и современность. Уникальное эстетическое чувство японцев передано в веерах этой мастерской с использованием техники «хаку» — декорирование металлической фольгой, чаще всего сусальным золотом или серебром, что придает им одновременно и традиционный и современный вид.
Ясуто Ёнэхара: «У японцев есть свои уникальные представления о красоте, отраженные в таких культурных концепциях, как «Моно но аварэ» (осознание и принятие мимолетности), «Югэн» (тонкая и глубокая красота) или «Ваби-саби» (красота того, что несовершенно, мимолётно или незакончено). Эти концепции являются источником моего творчества. Они вызывают у меня желание сохранить традиционные японские ремесла для будущих поколений. Я надеюсь, что люди могут познакомиться с этой основой японской культуры через неосязаемое очарование сусального золота и материальную красоту вееров».
Веер Кё-Сэнсу «HAKUSAI HAKUIRO BROWN», фирма «Yasuto Yonehara».
Веер Кё-Сэнсу «HAKUZU SPIRIT BLACK», фирма «Yasuto Yonehara».
Веера из серии «IBUSHI», фирма «Yasuto Yonehara».
В серии Ibushi (копчение) используется обожженная металлическая фольга, полученная путем окуривания серебра серой. Металлический лист, прокопченный серой, образует тонкий прозрачный слой, который меняет параметры отражения света. Контролируя толщину этого слоя, можно создавать различные цветовые эффекты. Это деликатный, трудоемкий процесс, который невозможно осуществить быстро или путем массового производства.
Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Больше информации по истории прикладного искусства вы можете найти в статьях:
Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!