Есть расхожая фраза, что лотереи – это налог на бедных. Смысл выражения, видимо, в том, что образованный и обеспеченный человек в состоянии оценить шансы на выигрыш и не тратит деньги впустую.
С точки зрения маркетинга с этим можно было бы поспорить, т.к. потребители кроме денег от лотереи получают эмоции. Лотерея, как игра – это надежды, переживания, ожидание чуда. Если покупатель дарит кому-то лотерейный билет – это внимание и шанс в подарок. Пусть шанс не велик или даже ничтожен, но все равно это положительные эмоции. Некоторые лотереи так организовали розыгрыш призов, что сама процедура отбора победителей вызывает интригу и восторг потребителей.
Прочитаем условия выигрыша, указанные в лотерейном билете Мечталлион.
Содержание или смысл условий. Представленные условия выигрыша, по сути, – бессодержательный набор слов. Любой опрос покажет, что подавляющее большинство потребителей не понимает смысла этой абракадабры. Создается впечатление, что из нормального текста методом последовательных итераций вредители создавали максимально обобщенную фразу и выхолащивали все значимое. Вместо приведенной таблицы с таким же успехом можно было бы вставить одну фразу «организатор сам решит, какие билеты выигрышные». Если бы покупатели читали условия выигрыша лотереи Мечталлион, то, скорее всего, отказались бы от покупки или предпочли бы другие лотереи.
Создается впечатление, что в ООО Спортивные лотереи тексты для потребителей пишут какие-то юристы или программисты, но точно не маркетологи. Предполагаем, что организатор лотереи (Министерство финансов РФ) – наверное, единственный читатель, которому фраза понятна.
Форма указанных условий. Размер букв – как в дополнениях кредитных договоров (под звездочкой). Дизайнеры не могут уместить на лотерейном билете слишком много текста, а пожилые покупатели – не могут читать такие мелкие буквы.
Если читать далее, в лотерейном билете есть еще один «шедевр»: выплата выигрышей осуществляется не позднее, чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжается не менее шести, но не более семи месяцев после опубликования в СМИ результатов данного тиража»… Как выплата может производиться не позднее месяца, но продолжается не менее шести месяцев? Какое-то неправильное неравенство выходит…
Следует отметить, что написание текстов для лотерей, страховых продуктов и инструкций по безопасности в авиации, как и нейминг – высший пилотаж рекламного текста. К таким материалам масса требований со стороны потребителей, юридических служб, надзорных/регулирующих органов. Текст не должен никого вводить в заблуждение, но при этом должен «продавать».
Скукой веет от канцеляритного текста, противоречащего своему заманчивому названию «Мечталлион». Чтобы не заразиться занудством, приведем в конце стихи начинающего поэта Незнайки, яркое творчество которого было вынесено в заголовок.
«Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный!» …
– Братцы! – Закричал доктор Пилюлькин.
– Надо прекратить это издевательство!