Найти тему
Русский сталкер

Великие книги мира: Библия и ее апокрифы. Часть 1

Оглавление

«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». (Бытие. Кн.1)

Библия – одна из самых загадочных книг на свете. Вот уже много веков люди пытаются увидеть в ней некий потаенный смысл. Само слово «Библия» по-гречески означает «книга» или «папирус». (Последний производился в финикийском городе Гебал, располагавшемся неподалеку от нынешнего Бейрута. Древние греки называли этот город, известный еще за 4 000 лет до н.э. Библом, а папирус у них получил название «библос».) Это каноническое собрание текстов, священных для христианства и иудаизма. Библию называют также «Книгой Книг» и «Священным Писанием».

Происхождение Ветхого Завета

Согласно общепринятым христианским канонам, первая часть Библии – Ветхий Завет - является божественным откровением. Библейские тексты принадлежат разным авторам, и христианский канон утверждает, что они писались с XVв. до н.э. по I в. н.э.

Первые рукописные тексты Библии, которые стали достоянием общественности, появились в VI-Vвв. до н.э. Они были собраны воедино иудейским первосвященником и книжником Ездрой (на иврите имя пишется как Эзра). По крайней мере, так гласит канон: «Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его была над ним» (Кн. Ездр. 7:6). Основной текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском языке, некоторые его части - на арамейском. Новый Завет был написан на древнегреческом языке. Он включает четыре Евангелия, деяния и послания Апостолов, а также книгу Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). Считается, что Новый Завет был составлен в I в. н.э. Впрочем, ряд светских исследователей полагают, что и Ветхий, и Новый Завет были написаны в гораздо более поздние времена, либо древние тексты были переписаны и переведены с большими искажениями, так что оказались весьма далеки по форме и содержанию от первоначальных источников.

Впервые слово «Библия» было применено к собранию священных книг в IVв. н.э. Иоанном Златоустом (ок. 347-407) и Епифанием Кипрским (ум. в 403 г.)

К VIв. Библия была переведена более чем на 500 языков. В IX в. Кирилл и Мефодий перевели ее на язык, понятный славянам (возможно, староболгарский). В 1450 г. появилось первое печатное издание на латыни, выпущенное Иоганном Гутенбергом. В России в 1564 г. была издана «первопечатником» Иваном Федоровым на церковнославянском книга, в которую вошли Деяния и Послания Апостолов из Нового Завета, а в 1581 г. был впервые издан полный текст Библии на церковнославянском. В XIXстолетии стали активно издаваться книги Священного Писания на русском языке.

Помимо книг, вошедших в канон христианского Священного Писания, известны также апокрифы - рукописи, которые не признаются церковью каноническими. Тем не менее, они заслуживают самого пристального интереса со стороны богословов, да и просто тех, кто интересуется историей религии…

Вавилонский плен и его последствия

Считается, что апокрифы возникли задолго до христианской религии. Их история тесно связана с периодом так называемого Вавилонского пленения, длившегося с 598 по 539 гг. до н.э. Так называют серию насильственных переселений жителей Иудейского царства в Вавилонию.

«Депортация» иудеев стала карательной мерой в ответ на восстания против вавилонских правителей, желавших подчинить Иудею и ее народ своей власти. В июле 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II (605-562 гг. до н.э.), стремясь обезопасить земли, пограничные с Египтом, захватил и разрушил Иерусалим. При этом был разрушен и храм Яхве – Первый храм, воздвигнутый еще во времена самого царя Соломона (965-928 гг. до н.э.), главная иудейская святыня… Примерно десять процентов иудейского населения было взято в плен. Среди пленников оказался и царь Иудеи Иехония.

Изгнания иудеев в Вавилонию продолжались 16 лет, вплоть до 582 г. до н.э. Великий плен продлился почти 70 лет. Правда, еврейские переселенцы жили родовыми общинами и старались не забывать о своем происхождении.

После того как Вавилония была завоевана персами и вошла в состав Ахеменидского царства, царь Кир II Великий (559-530 гг. до н.э.), стремившийся добиться популярности среди вавилонского населения, издал указ, разрешающий евреям вернуться на родину: «Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме». (Кн. Ездр. 1:3).

Хотя многие потомки переселенцев предпочли остаться в Месопотамии, 42 360 евреев возвратились в Иудею и занялись восстановлением иерусалимского храма (впоследствии его назвали Вторым Храмом), которое было завершено в 516 г. до н.э.: «И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме». (Кн. Ездр. 1:5).

Из книги Ирины Шлионской

"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"

Публикуется с разрешения автора

Библия
8981 интересуется