В начале 1980-х СССР потребовался малогабаритный экологичный автомобиль.
За основу взяли разработки АвтоВАЗа, а именно электромобили Пони: прогулочный 1801 и фургон 2802.
Новой версии, под индексом 2702, название оставили прежнее.
Первый ВАЗ Пони-2702 собрали в 1983 г. Конструктор Ивлев разработал концепцию хребтовой алюминиевой рамы.
Функции центральной трубы выполняло сложносоставное основание, что должно было положительно сказаться на раме при скручивании.
Сборка проводилась с авиационной тщательностью. Ради снижения общей массы, просчитывался вес каждого болта и гайки. Основой компоновки послужила полукапотная схема.
Одноместная, смещенная назад кабина водителя отапливалась газовой горелкой, нагревающей котёл с водно-спиртовой смесью.
Горячий пар поступал в радиатор и разгонялся жигулевским вентилятором. От взрыва систему предохранял специальный клапан.
Тяговые АКБ разместили в контейнерах средней части автомобиля. Их оборудовали роликовой системой выдвижения с наружной фиксацией. Движение обеспечивал поперечно установленный мотор.
Модели 005 и 009
Всего было создано 4 образца 2702. Каждая последующая модель это был новый этап, на котором устранялись недочёты модели предыдущей.
Первый экземпляр прошёл испытания на Дмитровском полигоне, где выявились недостатки: несовершенство электрооборудования и некоторых механических узлов. Не оправдала ожиданий и хребтовая рама.
Работа со вторым образцом остановилась на стадии голого шасси. Две последние машины — фургон N 005 и тентованный кузов N 009 — вышли в 1985 г.
На краш-тесте фургон выдержал лобовой удар, но от бокового развалился на две части и восстановлению не подлежал.
Что стало с электромобилем
В 1985 г. итальянский дизайнер Джуджаро, ознакомившись с модельным рядом ВАЗа, указал пальцем на 2702 и сказал: "Это — лучшее". Но через три года электромобильная тема была закрыта.
Пони затолкали в дальний угол ангара. Там его увидел, кемеровский предприниматель, возомнивший себя Генри Фордом, и пожелал купить почти убитый на испытаниях кузовной 009.
После долгих переговоров, 2702 увезли в Кемерово, где он и затерялся вместе со своим новым владельцем.
Развал СССР заставил забыть, по сути, уникальную разработку, а ведь Пони вполне мог пойти в серию и стать первым электромобилем класса малогабаритных грузовиков.