Учитесь расслабляться, иначе чокнетесь. Алкоголь и наркотики – вам не помощники, а вот лопата – да. Вообще физический труд хорошо прочищает мозг. На это всё. Так что ручку в зубы и смелее вперед! Мариэтта А. Роз
Даже если у вас, как в книге "Человек с глазами волка", нет сцены, где взрослый дядя занимается *ексом с несовершеннолетней, которая сама об этом попросила, а в реалиях того времени это было нормально и допустимо, вы все равно наткнетесь на непонимание читателя, который обязательно посоветует бросить писать или изменить стиль.
И кто бы что ни говорил, автор книги Мариэтта Роз разбивает в пух и прах все эти клише из серии "пишите в одном стиле, у вас ничего не получится и в романе всегда должна быть свадьба".
Книга "Человек с глазами волка" скрывает под обложкой (а-ля ромфант) совсем не добрую сказку о девочке - волке, которой предстоит сражаться не только с теми, кто давно хочет ее убить, но и с самой собой.
Мы попросили Мариэтту рассказать о своем писательском пути, ведь он у нее начался давно, и пусть ее рассказ вдохновит вас на эксперименты и даст понять, что не нужно закрываться в одном жанре. Пробуйте. Рискуйте. У вас всего одна жизнь, в конце концов. И вы обязаны делать то, от чего кайфуете.
От автора.
Я всегда знала, что хочу быть писателем. Еще во времена начальной школы (а это был советский период – кстати, мой короткий опыт взаимодействия с пионерской организацией прекрасно отражен в повести «Девочка из пентагона», сборник «Круги по воде») произошел такой инцидент. Учительница вела весьма пафосный разговор о светлом будущем, о том, что все профессии важны для этого самого светлого будущего. Она поднимала моих одноклассников и спрашивала: «Кем они хотят стать?» Все перечисляли достаточно обычные профессии того времени: летчик, водитель, врач, учитель, что-то там еще. А я встала и гордо так сказала: «А вот я буду писателем». Учительница на мгновение зависла, выдавила из себя нечто в духе: тоже полезное дело, - и пошла дальше. Это к слову о том, что не ждите, что в вас кто-то будет верить. Вообще писательство это как мокрые штанишки – умиляет только до определенного возраста, потом все с раздражением будут говорить: «Хватит страдать фигней».
Но проблема в том, что талант – это не та фигня, корой можно перестать в одночасье страдать. Если он у вас есть – а он действительно у вас есть? Не хочу никого обидеть, но стишата в подростковом возрасте кропают все, это всего лишь часть психологического взросления. В общем, если талант у вас есть, его надо развивать, кормить, холить, лелеять, грамотно выстраивать взаимоотношения. Учтите, если что пойдет не так – он вас сожрет. Сперва, конечно, не даст построить карьеру, будут проблемы с окружением, особенно если вас так заснет, что вы будете бегать за людьми с желанием вслух зачитать свою нетленку. Но это всё тоже часть пути. В конце, которого вы с удивлением узнаете, что талант – это гарантия успеха, а писательство – это точно такое же ремесло, как и прочие.
Да, пресловутый принцип «40 тысяч часов» работает. Он не гарантия успеха, но гарантия того, что вы набьете руку и поймете: а надо ли оно вам? Если надо – идите дальше, и пусть вам повезет.
Учиться я пошла в Новосибирский педагогический университет на Учителя русского языка и литературы. Институт дал мне многое. Например, я открыла для себя, что совершенно не умею писать. Да, это было очень неприятно. Особенно если учесть, количество имеющихся публикаций и даже побед на местечковых литературных конкурсах.
К слову – учиться писателю нужно. Причем всю жизнь. За нашими плечами многовековые пласты культуры, они наслаиваются друг на друга, перемешиваются. Все сюжеты давно классифицированы, типажи персонажей прописаны. Не будете учиться – будете вечно повторять то, что где-то когда-то кем-то уже сказано. Кстати, сказка про то, что классики ничему не учились – наглая ложь: стихосложение входило в классическое образование, которое было абсолютно у всего дворянства. Кстати, в Японии чиновники сдавали экзамены по стихосложению – сичтаось, что увлечение рифмой организовывает ум.
Правда, лично для меня обучение обернулось длительным творческим кризисом: несколько лет абсолютной творческой тишины. Меня в тот период помотало по разным профессиям: журналист, учитель, библиотекарь, продажник, что-то там еще. Везде было ощущение чего-то временного, сиюсекундного, но при этом ценного: я напитывалась жизнью. А потом у меня родился ребенок, и я ушла в декрет. После выхода из декрета села за роман «Человек с глазами волка». И меня прорвало!
«Круги по воде», «Девочка из Пентагона», «Смерти нет», «Тайна сердца», «Феррано» - всё это написано в течение одного-двух лет в периоды короткого отдыха от романа. Когда же титанический труд завершился, я уже ощущала себя полноценным писателем. Автором. У меня был опыт, было образование, была книга. Осталось ее издать.
На дворе 2009 год. Сервисы самиздата еще не так развиты, как сейчас, поэтому я, как и многие до меня, потопала в издательство. Одно, другое, третье. Меня не взяли по банальной причине – в книге нет свадьбы. Да, моя главная пара не спешила под венец. Хотя, честно говоря, они даже парой не являлись, но издатель требовал, потому что я… женщина. Да, мне прямым текстом указали, что мое место на полке ромформата. Сексизм чистой воды. К счастью, мне хватило ума, веры в свою книгу и образования, чтобы не поддаться.
Причем тут образование? А при том, что я изучала не только теорию литературы, но еще и историю. А история суммарно гласила: твори как хочешь и побеждай. И я ушла в самиздат. К счастью, после 2009 года он стал развиваться семимильными шагами.
Кстати, если не в курсе, самиздат был всегда. Так, например, «Рождественскую песнь» Чарльза Диккенса не хотели издавать. Считалось, что привидения – это так себе для святочной истории. Автор взял все расходы на себя. В результате кто сейчас не знает про трех духов Рождества?
Вообще на любую чушь, которую очень любят издатели рассказывать на семинарах для начинающих, есть ответ в истории литературы.
«Вы ничего не добьетесь, если будете работать в разных жанрах» (их любимое). Нифига! Самый яркий пример разнопланового автора – Стивен Кинг. Старушка Агата Кристи писала не только детективы. Конан Дойл увлекался рыцарскими романами, а еще у него есть шикарный фантастический роман. И так далее.
Но для литературы жанр – это не просто фантастика или детектив, или что-то там еще, роман сам по себе является жанром. Так что если вы пишите крупную и малую форму, вы уже работаете в разных форматах.
Именно поэтому издатели не любят авторов с филологическим образованием. Ну, еще и потому, что авторы с филологическим образованием любят увлекаться красотой текста, забывая про сюжет. Но этот перекос проходит с практикой, уж поверьте! У меня тоже так было.
Чем шире спектр вашего творчества, тем больше у вас возможностей. Лично я пишу не только прозу, еще сценарии для театра и кино, очень редко – поэзию. Не люблю малый формат, хотя он тоже есть.
Конечно, будут белые пятна – они есть у всех. Лично мой – детектив. Сколько не пробовала, ни разу не получился. Остальное дело вкуса: я вот не люблю космофантастику, так и не пишу ее. Зато ведьмы, призраки, треш, угар, великие драмы, любовные треугольники – всё это у меня есть и в большом количестве. Если мне нужно отдохнуть от фэнтези, я пишу психологическую драму. Надоело бытописание – пишу про монстров. Всё, что угодно! Кроме космоса и детективов. Последнее вообще очень странно, потому что это мой самый любимый жанр, но не получается.
У меня нет какой-то глобальной мысли, которую я закладывала бы в свои тексты. Я пишу истории, которые мне интересны, которые мне бы хотелось рассказать здесь и сейчас. Даже если кому-то они не кажутся актуальными, то они актуальны для меня. Да и вообще еще никто никогда не угадывал с актуальностью. Надо не идти за трендом, а создавать его. Вы думаете, кто-то верил в Ромеро, когда он снимал своих первых мертвецов? Да все смеялись! Он работал в самом позорном жанре Голливуда! Его только ленивый не ткнул, что если он не прекратит снимать треш, то из треша никогда не выберется. И что получилось в итоге? Целая культура зомби апокалипсиса.
Так получилось, что интересов вне писательства у меня нет. Оно как-то всё поглотило. Я стараюсь много читать, регулярно читают что-то научное, люблю кино, сериалы. Но теперь это всё часть моей работы. Честно говоря, меня это не расстраивает. Но в целом больше всего я люблю ничего не делать и спать. Полный релакс. Это полезно, это выгружает.
Суммирую. Быть писателем – сложно, но интересно. В вас никто не будет верить, пока вы не заработаете первые серьезные деньги, поэтому верьте в себя сами. Не получается – просто сделайте шаг в сторону, смена ракурса всегда помогает. Не помогла смена ракурса – подкачайте матчасть. Учитесь расслабляться, иначе чокнетесь. Алкоголь и наркотики – вам не помощники, а вот лопата – да. Вообще физический труд хорошо прочищает мозг. На этом всё. Так что ручку в зубы и смелее вперед!
Ссылки: