Пожалуй, танк М4 Sherman является самой узнаваемой американской боевой машиной Второй мировой войны, даже несмотря на то, что на поле боя он и не показал выдающихся результатов. В этой статье я попытался собрать только самое, на мой субъективный взгляд, интересное о судьбе этой рабочей лошадке американской армии.
Создан в спешке
Шерман стал результатом срочной потребности армии в основном боевом танке, который бы соответствовал требованиям военной доктрины. Согласно военным запросам того времени, ему не требовалось сражаться с вражескими танками лоб в лоб, для этого были созданы батальоны истребителей танков. Из полевого руководства 100-5 пункт "Операции" опубликованное в мае 1941 года, через месяц после окончательного выбора дизайна Шермана. В нём говорилось:
"Бронетанковая дивизия организована в первую очередь для выполнения задач, требующих большой мобильности и огневой мощи. Ей даются главные операции. Танки способны участвовать во всех видах боя, но основная роль заключается в наступательных операциях во вражеских тыловых районах."
На эту доктрину сильно повлияли успехи немецкой тактики блицкрига. К тому времени, когда M4 в значительном количестве появился на полях сражений, потребность в поддержке пехоты и сражении танков против танков намного превосходила случайные достижения от действия в тылу.
Но вернемся к рождению Шермана. Он произошел от "трехэтажного ужаса" среднего танка М3, основное орудие которого размещалось в боковой спонсонной башне. Хорошо, что Шерман сохранил только большую часть механической конструкции своего предшественника. 75-мм орудие было разумно размещено в полноразмерной башне расположенной по центру шасси. Производство первых "Шерманов" началось в июле 1942 года на заводе Lima Locomotive Works в Огайо. По традиции танк стал носить имя американского генерала, на этот раз был выбран военноначальник времен Гражданской войны в США, Уильям Текумс Шерман.
"Я устал, устал от войны. Вся моя слава - муншайн (самогон). Только те, кто не стрелял и не слышал криков раненых, громко требуют крови, мести и опустошения. Война - это ад." - Уильям Текумсе Шерман
Производительность
Первые модели 30-тонного M4 оснащались девятицилиндровым бензиновым двигателем Wright R-975 Whirlwind от Continental мощностью 400 лошадиных сил. Более поздние модели, такие как M4A4, обзавелись 30-цилиндровой силовой установкой Chrysler A57 multibank мощностью 470 лошадиных сил. Шерман мог развивать скорость до 48 км/ч и имел дальность действия 200 км, с расходом 200 литров на 100 км. Нельзя не отметить так же версию дизельную танка M4A2, которую поставляли в СССР и Великобританию. Машина имела силовую установку состоящую из двух моторов General Motors 6046.
Вооружение и броня
Ранние модели оснащались довольно 75-мм танковой пушкой, одним пулеметом 50-го калибра в люке командира и двумя 7,62-мм курсовыми пулеметами в башне и носовой части корпуса. На поздние модели поставили более мощное 76-мм противотанковое орудие М1A1, которое могло "швырять" семи килограммовый снаряд со скоростью 800 м/с.
Пожалуй, самой узнаваемой особенностью "Шермана" была его высокая наклонная передняя броня, что делало его профиль законной целью. Она была настолько беззащитной против немецких орудий, что американские танкисты стеснялись им ее показывать и прятали под толстым слоем бетона, древесины или кусков брони от подбитых Шерманов.
Воспоминания командира 2-го батальона 3-й бронетанковой дивизии Армии США Хейнса Дугана, дают понимания в обоих вопросах:
"Один из Шерманов сделал три выстрела в переднюю часть "Пантеры", все снаряды отскочили. После чего М4 завернул за угол дома, чтобы скрыться за строением. Одним выстрелом Пантера пробила две стены дома и танк, экипаж остался внутри."
Британские солдаты в шутку называли M4 "Ронсонами", марка зажигалки, девизом которой было "Зажигай с первого раза, каждый раз!" Польские солдаты называли их проще - "Горящая могила".
А вот в Красной армии название Шерман, или какие либо унизительные прозвища не прижились. Официально его называли М4А2, М4, М4-А2, на фронте окрестили "иномаркой" или "американский средний танк" и отзывались о машине довольно не плохо. По мнению советских танкистов, лучшей из поставляемых в СССР моделью была M4A2(76)W, с 76-мм орудием и мокрой боеукладкой.
Самая подробная и интересная информация вообще о всей советской бронетехнике, Вы можете найти на лучшем танковом канале Дзена yuripasholok. Не реклама, а рекомендация.
А американцы то не первые
По иронии судьбы боевое крещение Шерман получил не в американской, а в британской армии. В октябре 1942 года взвод M4 8-й армии вступил в бой с немецкими и итальянскими танками под Эль-Аламейном. Всего несколько недель спустя уже сотни американских "Шерманов" будут сражаться в пустыне в ходе операции "Факел". M4 был достойным противником для немецких Panzer III и IV, но куда сложнее дело обстояло с Тиграми и Пантерами.
Ко времени вторжения в Нормандию, "Шерман" полностью вытеснил М3 и заслужено принял роль основного танка американской армии. В последний год войны десятки тысяч машин колесили по Европе, а вот на Тихоокеанский театр военных действий их попало куда меньше, всего около 2000. Порядка 4000 были переданы в СССР и в общей сложности 17 000 машин отправились в Великобританию. Среди других эксплуатантов Шермана в те годы были Франция, Австралия, Китай и Бразилия.
Цифры
В период с 1942 по 1945 год с американских конвейеров сошло умопомрачительное количество - 49 000 танков Шерман в различных модификациях. Это равно всем немецким танкам выпущенным за десять лет начиная с 1935 года. Только легендарный Т-34 был более многочисленным.
В 1942 году Шерман обходился в скромные 33 000 долларов, около 600 000 долларов в сегодняшних деньгах. Удивительно, но военное министерство США надеялось получить больше, порядка 67 000 машин. Однако с увеличением строительства боевых кораблей, в 1943 году промышленники почувствовали резкий дефицит стали, и танки ушли на второй план. В годы войны, Канада разработала свой собственный вариант Шермана под названием Grizzly One Cruiser. В период с 1943 по 1944 годы было произведено около 200 машин.
Универсальность машины
Во время Второй мировой войны было выпущено 15 вариантов. Версию британского Firefly (Светлячок) модернизировали скоростной 17-фунтовой противотанковой пушкой. Модель M4A3E8 "Удобная восьмерка" оснащалась мощной 105-мм гаубицей. Кроме того, "Шерманы" оснащали отвалами, минными тралами, в моделях "Зиппо" вместо основного орудия устанавливался огнемет. Шасси танка послужило основой для множества других транспортных средств таких как истребители танков (М-10 и М-36), самоходные орудия (М-43), инженерные машины (M32) и тягачи.
Инновации
Несмотря на свой простой дизайн в M4 были некоторые довольно интересные технологические решения. Например система гироскопической стабилизации ствола орудия, которая позволяла наводчику поражать цели на расстоянии до одного километра даже во время движения по пересеченной местности со скоростью до 20 км/час.
Недостатки
Несмотря на сегодняшнюю известность и узнаваемость, Шерман не был выдающимся танком. Только между высадкой в Нормандии и днем окончания боевых действий было потеряно около 4300 единиц, примерно по 13 в день в течение 11 месяцев подряд. Однако то, чего М4 не хватало в мощности и живучести, с лихвой компенсировалось его огромным количеством.
"Количество, само по себе качество" - Томас А. Каллаган-младший о танке Шерман, консультант по вопросам обороны США.
Проще говоря, американские заводы производили "Шерманы" быстрее, чем немцы могли их уничтожать. Несмотря на очевидные недостатки, M4 отлично зарекомендовал себя при работе в группах в тылу врага, но как мы уже обсуждали, подобные мероприятия приносили мало пользы.
Тем не менее, командование мудро предоставляло уничтожение тяжелой бронетехники истребителям танков, а Шерманы все чаще занимались поддержкой пехоты на важных рубежах наступлений и обороны.
"Это лучшая работа в мире" (с)
Участие в боевых действиях после войны
Несмотря на очевидное устаревание к 1945 году, модернизированные "Шерманы" продолжали служить и в послевоенную эпоху. Американски M4 воевали в Корее, французские в Индокитае, а усовершенствованные модели M-50 и M-51 Супер Шерман составляли костяк израильского танкового корпуса. ЦАХАЛ использовал их в войне за независимость 1948 года. Они стояли на вооружении вплоть до войны Судного дня 1973 года. Британские версии также попали в арсеналы Индии и Пакистана. Во время Кашмирского конфликта 1965 года и Индо-пакистанской войны 1971 года, танки Шерман воевали друг против друга.
Хронологический список конфликтов, в которых участвовал танк Шерман
- Вторая мировая война (участвовал с 1942 по 1945 год);
- Гражданская война в Китае (участвовал с 1946 по 1949 год);
- Индонезийская революция ( участвовал с 1945 по 1949 год);
- Первая война в Индокитае (участвовал с 1946 по 1954 год);
- Арабо-израильская война 1948 года;
- Гражданская война в Греции (участвовал с 1946 по 1949 год);
- Война в Корее (участвовал с 1950 по 1953 год);
- Суэцкий кризис (1956 год);
- Ливанский кризис (1958 год);
- Кубинская революция (участвовал с 1953 по 1959 год);
- Вторжение в залив Свиней (1961 год);
- Восстание Азулес и колорадос в Аргентине (1963 год);
- Индо-пакистанская война 1965 года;
- Шестидневная война (1967 год);
- Индо-пакистанская война 1971 года;
- Война Судного дня (1973 год);
- Танзано-угандийская война (участвовал с 1978 по 1979 год);
- Революция в Никарагуа (участвовал с 1978 по 1979 год);
- Гражданская война в Ливане (участвовал с 1975 по 1990 год);
- Война в Югославии.
Шерман едет по Голливуду
Как и у послевоенных союзников Америки, у Тинсельтауна не возникло проблем с приобретением излишков танков "Шерман". M4 появлялись в ряде фильмов и телевизионных программ на протяжении многих лет, например "Герои Келли" и фильм "Танк". Из-за отсутствия немецких танков времен Второй мировой войны, M4 часто играл роль вражеской техники, просто рисовали на нем крест и вперед. В фильме Сэма Фуллера "Большая красная единица" и в телесериале "Крысиный патруль", Шерманы играли роль немецких танков. Ну и конечно же Ярость, куда без нее.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!