Дети и внуки часто подшучивают над моей ностальгией по советскому прошлому.
— Тебя послушать, так в СССР был «рай на земле! – смеются они.
Признаю, были и негативные явления. Например, порожденный плановой экономикой, дефицит. Граждане, с деньгами на руках, не могли купить качественные и красивые товары.
Не перестаю удивляться изворотливости русского человека. Оказалось, что вместе с дефицитными вещами и продуктами можно продавать залежалые неликвиды.
Тому, кто это придумал нужно поставить памятник. С одной стороны, население получает вожделенный дефицит, с другой — торговля выполняет план и избавляется от неходового товара. Все довольны.
Недавно с внуком смотрели фильм «Королева бензоколонки». Костик не понял, почему к галстуку навязывали гантели. Конечно, в комедии продажа товара с нагрузкой утрирована, но такой способ реализации неликвидов практиковался часто.
Советский народ был самым читающим в мире. Книги классиков так просто не купишь.
В книжном магазине, если появлялась популярная литература, то к ней в нагрузку предлагали труды политических деятелей: собрание сочинений Ленина, Карла Маркса, а во времена «застоя» сочинения Л. И. Брежнева «Малая Земля», «Возрождение» или «Целина».
С подпиской на газеты и журналы тоже было не просто. Чтобы получать «Роман Газету» нужно было подписаться на газету «Советский оленевод».
В киосках «Союзпечать» модные журналы «Бурда» продавались с нагрузкой. Жена рассказывала, чтобы приобрести журнал нужно было купить какую-то пластмассовую безделушку или набор марок.
Приятель в Москве за билет на концерт популярной группы в довесок получил билет на выступление квартета балалаечников.
С пластинками была такая же история. В музыкальном отделе формировали наборы, в которых один диск был ходовой, а другие из невостребованных запасов.
Музыкальные новинки зарубежной эстрады были доступны на гибких вкладышах журнала «Кругозор». Стоил он копейки, но приобретался в несколько раз дороже из-за навязанных значков, брошюр и т.д.
Систему «товар в нагрузку» не критиковал только ленивый. Кинокомедии «Зигзаг удачи», «Зеленый огонек», «Королева бензоколонки», сюжеты сатирического киножурнала «Фитиль» утрировано высмеивали этот «торговый приемчик».
Если с промтоварами было все понятно, то с продуктами дело обстояло иначе, хотя принцип «чтоб всем было хорошо» выполнялся.
В мясном отделе, конечно стеклянные бусы за филейную часть не предлагали. Здесь действовали иначе. К куску мякоти докладывали косточку — платить приходилось за все по одной цене.
Особой любовью и популярностью пользовались праздничные продуктовые наборы. Их распространяли через предприятия и столы заказов гастрономов.
Профсоюзный активист составлял списки, по которым и выдавали заказы.
Что входило в набор? Дефицитные продукты к праздничному столу: копченая колбаса, шпроты, икра, сгущенное молоко, майонез, шампанское, конфеты, чай, кофе. Из перечисленных продуктов в заказе было 2-3 наименования, а остальное — нагрузка.
Все, что месяцами, годами пылилось на полках и складах шло на комплектацию наборов: перловка, шпротный паштет, килька в томате, морская капуста, макароны 2-го сорта, брикеты киселя, разные приправы. В результате покупатели получали деликатесы, а торговля — выручку.
Нет больше Советского Союза и плановой экономики. Дефицит — устаревший термин. Но принцип скрытой нагрузки остался. Правда, несколько изменился.
Сейчас сбыт залежалого товара маскируют притягательным словом «акция». Продажа наименования со скидкой при покупке 2 шт, два товара по цене одного. Мы, «ведёмся» на желтые ценники, искренне веря, что совершили выгодную покупку.
Торговые сети предлагают при покупке крупной техники мелкую — в подарок. Покупателям невдомек, что в цене холодильника заложена стоимость подарка.
Иногда привлекательный ценник предполагает покупку дополнительных сервисных услуг, в итоге сумма на товар превышает первоначальную.
Может честнее было в СССР — товары и услуги в нагрузку при минимальной цене?