У Расула Гамзатова есть одна поучительная притча про имама Шамиля. Притча длинная, я своими словами эпизод перескажу. Имам Шамиль приехал в родное селение. А дела шли плохо. Неудача следовала за неудачей, вот имам приехал в свой аул передохнуть немного.
И услышал заунывную песню, в котором перечислялись все неудачи. Крепость пала, потери велики, малолетний сын имама в неволе, скоро будет голод и всякое такое. Мелодичная грустная песня, которая легко запоминалась. И поэтому ее распевали все жители селения. Вот Шамиль ее и услышал.
Имам заслушался прямо, а потом спросил: сколько строчек в этой чрезвычайно грустной песне? Ему ответили: "Сто строчек в этой печальной песне, досточтимый имам!". Тогда Шамиль приказал дать автору произведения сто ударов плеткой. И два прибавить лично от себя. Чтобы неповадно было петь подобное.
Это было в давние времена, когда физические наказания были нормой. Но Шамиль правильно понял: заунывные песни отнимают силы человека. Перечисление несчастий ввергает в депрессию. Вой и плач лишают энергии. Тот, кто жалуется заунывно, тот, кто заставляет других слушать и повторять мрачные слова, тот лишает силы духа. Это или глупец, или вредитель.
Подобная легенда связана с венгерской «Песней самоубийц». Тоже мелодичная была, легко запоминалась, а люди совершали ужасный шаг после этой грустной песни.
Нужны в трудный период другие песни и другие слова. Слова поддержки, веры и надежды. Если человеку и без того плохо, надо не учить его плакать и перечислять несчастья, надо поддержать его или хотя бы не напоминать о плохом. Нужно верить в лучшее. И подальше держаться от тех, кто художественно причитает и мелодично изливает жалобы...
Анна Кирьянова