Кто в детстве играл в Зарницу? Это игра, в которой участвовала вся школа. А представьте, раньше школы были с классами: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, учились в две смены. По крайней мере, на Донбассе такая плотность детей была - не знаю, как в других регионах. Получалось детей человек 500.
Муж рассказывал, их школа поделилась на два полка, белые и синие. Каждый школьник должен был закрепить себе на рукаве повязку соответствующего цвета. Если с тебя срывают повязку, ты считаешься погибшим и дальше участвовать в игре не можешь. За этим должны были строго следить наблюдатели: физрук, военрук, трудовик и физик - все мужчины-педагоги, которые нашлись в школе. К слову, я считаю, что военруков и военное воспитание в школу нужно вернуть, и как можно скорее. Дети должны знать, какие бывают виды войн, как действовать при опасности, уметь держать оружие в руках - к этому каждый должен быть готов. А то мы расслабились, случись что, не сможем оперативно действовать. Вообще, политика Советского Союза была очень дальновидна в этом отношении.
Двинуться всей школой из-за такого количества играющих было невозможно, поэтому сначала ушел полк белых. Их контролировали военрук и трудовик. Полк синих возглавлял директор. Директором школы работал фронтовик - одноногий мужчина на костылях. У него была машина от государства, Запорожец, он ехал на нём впереди. Физик замыкал колонну.
Предполагалось, что по окончании этого действа в ближайшей балке будет приготовлен ужин в котлах на костре; оба полка, победители и побеждённые соберутся вместе, и состоится дружественная трапеза. Всё это входило в комплекс патриотического воспитания.
Пришли на позиции. Директор стал распределять отряды по местности. Выделил группу разведчиков. Стоят они на бугре, противника не видно. Где вражеский штаб, куда направляться? Местность: поля, пересеченные балками и посадками, посередине ставок.
Но педагоги и прочие организаторы этого мероприятия не учли вот что: дети не хотят умирать. Поэтому, ещё дома они вместо простеньких повязок из марли накрутили себе из материи пожестче жгутов, которые ни сорвать, ни развязать, и намертво привязали их к рукам. Такой канат можно было разве что срезать, предварительно повалив противника и обездвижив его. Поэтому все запаслись ножами.
Ещё не учли организаторы, что стояла осень. Вокруг сплошь сухая листва и тоненькие высохшие деревца, которые вспыхивают, как порох. Конечно, подожгли балку, дым стоял, как в аду. Ничего и никого не видно, все разбежались, кто против кого воюет?
Небольшая группа, в которой был мой муж, побежала, куда глаза глядят. Оторвались далеко от своих и заметили отряд старшеклассников, который тоже обошёл огонь и угрожающе приближался. Было видно, что они уже достали ножи и приготовились срезать повязки.
Ребята поняли, что бежать бессмысленно - нужно принять бой. Началась схватка. Мальчики сцепились и катались между деревьев, одного ранили.
Тут пришло подкрепление. У кого-то из подмоги оказался с собой жиган, раздался выстрел. Директор, стоя на бугре, откуда должна была просматриваться вся местность, как одноногий Сильвер, потрясал в воздухе костылём и что-то кричал. Пока он отвлёкся на этот организационный момент, старшеклассники угнали его запорожец. В другом конце балки прозвучали новые выстрелы. Судя по всему, жиган здесь был не один.