Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы продолжим рассказ о художниках, которые так или иначе касались ботаники. На очереди таинственный итальянец Джузеппе Арчимбольдо, который был маньеристом, хотя многие упорно считают его одним из предтеч сюрреализма.
Родившись в Милане (примерно в 1526 году) в семье уже никому особо не известного художника, Джузеппе помогал отцу в росписи различных храмов, а также занимался созданием эскизов витражей и гобеленов. Хороши они были или нет, история умалчивает, но Джузеппе был старательным малым. Он добился известности среди коллег и был приглашён ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II в Вену, а затем служил его преемнику Рудольфу II в Праге. Вот тут-то, в Праге, Джузеппе и создал карьеру: придворный живописец, декоратор, куратор приобретения предметов искусства, организатор праздников и инженер. Многие из его окружения могли об этом только мечтать!
Самое главное в жизни Арчимбольдо того периода - создание крайне оригинальных полотен, которые содержали портреты придворных, а также аллегорические изображения, скомпонованные из тщательно выписанных овощей, фруктов и предметов обихода. Кто-то считает источником вдохновения придворную кунсткамеру, отбор экспонатов для которой курировал художник, а кто-то уверяет, что корни оригинального стиля, вскоре названного «арчимбольдовским», лежат в творчестве Леонардо да Винчи. Отец Джузеппе был знаком с одним из учеников Леонардо, а сын этого ученика по фамилии Луини был дружен с Джузеппе Арчимбольдо и совершенно точно показывал тому работы флорентийского гения.
Работы Джузеппе миланского периода мало чем отличались от работ других художников того периода, поэтому ничем не примечательны. Гораздо важнее рассмотреть цикл работ «Времена года», который был создан при дворе императора Максимилиана II во второй половине XVI века. Уникальность их состоит в том, что аллегорические портреты были составлены из тысяч изображений цветов, фруктов и овощей, выписанных очень искусно. Каждое растение можно было опознать и определить вплоть до вида, не говоря уже о тех фруктах и овощах, которые любой мог купить на ближайшем рынке. Арчимбольдо очень тонко передавал тона и полутона так, что портреты казались живыми, пусть и необычными.
Под влиянием интересов второго своего покровителя и близкого друга, императора Рудольфа II, Арчимбольдо увлёкся оккультизмом, точнее, пифагорейством, и сюжеты его картин изменились. Художник по-прежнему использовал изображения растений, но вплетал в общее буйство цветов и овощей символы, которые были понятны лишь посвящённым... Впрочем, он вращался как раз в среде посвящённых, так что особо загадочными его картины не являлись. Художнику в конце концов достались дворянский титул и собственный герб, ну и жалованье было весьма неплохим. К сожалению, после смерти Рудольфа II и самого Арчимбольдо его вклад в искусство был практически забыт, и художника пришлось «открывать заново» в 30-х годах XX века.
Арчимбольбо скончался в 1593 году от болезни почек. Как пишут, причиной смерти был пионефроз или что-то крайне схожее по симптоматике. Тем не менее он прожил сравнительно долгую (66 лет), плодотворную и богатую жизнь, что мы всем пабликом #КнигаРастений желаем и вам, уважаемые читатели! Сегодня мы прощаемся с вами, а завтра выйдет новая статья.