Обращаясь к психологу, люди часто ждут от него именно советов, как действовать в той или иной ситуации. Это связано с мифами, которыми окутана психология. Согласно им, психолог – это некий всезнающий гуру, который дает на 100% точные и полезные советы, а клиентам достаточно лишь выполнить его инструкцию.
На самом же деле, профессиональная этика не допускает советов со стороны специалиста, потому, что:
- Советы делают клиента более инфантильным. Когда психолог однозначно заявляет, что именно нужно сделать, он пробуждает в человеке не взрослую здоровую личность, а внутреннего ребенка. Его развитие затормаживается, он сам не собирается учиться находить выходы, полностью теряет внутреннюю опору, которая итак отсутствует из-за проблемы.
- Давая советы, психолог лишает клиента возможности выбора. Профессионал должен понимать, что каждый человек является экспертом в своей личной жизни, и только он понимает, как лучше поступить. Консультация помогает лишь проанализировать ситуацию и подтолкнуть посетителя к правильному ответу.
- Положительных советов, на самом деле, не существует. Даже самый лучший совет может принести вред, поскольку, он искусственно привнесен в жизнь человека, а не создан им самим. В итоге, клиент может остаться недоволен тем, что послушал чужое мнение. Когда человек слышит совет, считает его правильным, но затем, переосмыслив происходящее, иногда приходит к совсем другому выводу.
Таким образом, советы всегда являются вторжением в частное пространство. Давать их – значит, ставить себя на уровень выше того, кто просит помощи. Данная позиция психолога является, по сути, родительской, и она не дает человеку возможности поступить так, как он реально хотел бы.
Профессиональные психологи не советуют, а рекомендуют. Рекомендация же не является директивой, клиент волен выполнять ее или нет, на свое усмотрение. Они используются на практике, согласно обстоятельствам. Психолог не знает на 100%, как правильно должен поступить клиент, но рекомендует ту или иную успешную методику для приведения состояния в норму.