Найти в Дзене
Куски Льда

«Сначала в кино — потом в бордель»: Как Тинто Брасс снимал «Паприку» и выбирал актрис на главные роли (18+)

Фрагмент из книги Тинто Брасса «Жажда свободы. Этика, эстетика, эротика», выход которой запланирован на февраль 2023 года
Фрагмент из книги Тинто Брасса «Жажда свободы. Этика, эстетика, эротика», выход которой запланирован на февраль 2023 года

В 1991 году вышел фильм «Паприка» — в нем рассказывается о молодой проститутке из Истрии; дело происходит незадолго до закрытия публичных домов, как того требовал закон Мерлин. Сюжет чем-то напоминает романы XVIII века: Паприка, юная девушка легкого поведения, абсолютно невинная и в то же время невероятно искушенная, переходит из одного дома терпимости в другой и отрабатывает в каждом из них положенную смену длиной в две недели. Она — последняя особь из вымирающего вида, героиня вроде Молль Флэндерс и Фанни Хилл, Манон Леско и Лулу. Одна из коварных и чистых душой женщин, воплощающих в себе желание получать удовольствие от любви и плотских утех, свободно распоряжаться своим телом, за их бесстыдством как будто прячется насмешливая улыбка над волею инстинкта — над всем тем, чего мы притворно не замечаем. Я намеренно избегал намеков и уклончивых попыток изобразить телесность — я делал это прямо, выставляя всё напоказ.

Благодаря этому «Паприка» стала картиной о нравах, о культуре публичных домов, а также — гимном сладострастию, что превозносит пьянящую чувственность линий и форм. Торжество всех пяти чувств, которые сливаются в одно, зрение: именно оно может, прибегнув к помощи медиума кино, усилить и передать особое восприятие сексуальности, во всех его восхитительных и многогранных формах. В этом фильме я, обратившись к собственной памяти, воспроизвел обстановку прошлых лет, представил зрителю множество сведений о борделях, что называется, из первых рук и проанализировал сам феномен проституции.

Когда в сентябре 1958 года закон Мерлин вступил в силу, в воздухе витало печальное ощущение конца эпохи. Дино Буццати, известный ценитель публичных домов, чутко уловил сумеречный дух этого времени и написал, что закрытие борделей навсегда уничтожит бесценное наследие эротической культуры и нанесет тяжкий вред всему человечеству — вред, сравнимый с пожаром, погубившим Александрийскую библиотеку.

В отличие от Англии, в Италии не существовало чисто мужских клубов. Работали кафе, но обычно туда ходили более образованные люди. Как я уже упоминал, итальянские мужчины постоянно захаживали в бордели, однако туда ходили не только затем, чтобы, как можно подумать, заниматься известно чем. В гостиной, где полуобнаженные женщины развлекали гостей разговорами, ожидая, пока кто-то из пришедших остановит на них свой выбор, проводили и по несколько часов, иногда там задерживались и на полдня.

Я регулярно посещал эти заведения в течение почти десяти лет — достаточно, чтобы прослыть заслуженным гулякой. Тогда в Венеции насчитывалось около тридцати кинотеатров и столько же публичных домов, среди них несколько под названием «Зеркала», а еще «Восточный дом», «Ольга», «Диана», «Лестница». После зрительного зала, похожего на мрачную пещеру, я сам собой неизбежно оказывался в теплом лоне продажной женщины. Сначала в кино, потом — в бордель. Иногда получалось выбить бинго — два раза за день сходить в кино и два — в бордель, чередуя между собой. Вот это дело!

«Паприка» — мое ностальгическое воспоминание о лукавой улыбке проститутки: ее манеры красноречиво говорят о том, что такие девушки трезво и снисходительно смотрят на животную природу человека, заложенную в половом акте, относятся к ней с пониманием, в то время как ханжи и фарисеи лицемерно отрицают ее. Это тоска по красавице, которая поддразнивала гостей, праздно болтавших в зале, чтобы они поднялись с ней в одну из спален. Тоска по тому благостному ощущению, что дарили мне «перепихи» на скорую руку — они стали обязательным ритуалом перед каждым экзаменом в университете и помогали мне справляться с неуверенностью в себе, придавали мне спокойствие и смелость.

Этот фильм — сожаление об ушедших в небытие венецианских нравах, тех, что в течение семи веков были частью ее истории: возьмем, например, такого персонажа, как чичисбей — некто вроде жиголо, альфонс из прошлого, он, при молчаливом или же явном согласии мужа, занимал благородных дам, развлекал их, потакал их капризам, водил в театр, в кафе, в закрытые клубы, на природу и, естественно, делил с ними постель. Таким образом чичисбеи спасали видимость и внешнее благополучие брака и одновременно примиряли супругов между собой. Именно из-за этого стремления к спокойствию и безмятежности Венецию и назвали «Serenissima», то есть «тишайшая», в пику всем ханжам и поборникам общественной морали; именно этот город стал обязательным пунктом программы для путешественников — разных Флоберов, Байронов, Гёте — они, в поисках эстетических и любовных переживаний, часто и с удовольствием пользовались местной свободой нравов и раскрепощенностью женщин.

Снимая «Паприку», я хотел выделить свой голос из хора нравоучителей, интеллектуалов, писателей, которые под завязку набили свои произведения образами проституток. Я терпеть не могу показное целомудрие, которое можно встретить в определенной литературе. На деле женщина из публичного дома — нахалка, ей достаточно всего один раз взглянуть на посетителя должным образом, и он выберет именно ее. Мы полностью подчинялись воле девушек, а сами обманывались, думая, будто покупаем их. На деле же это они своими подмигиваниями, жеманными манерами и ласками руководили нашим выбором. Мы творили с ними всё то, чего не позволяли нам девушки и жены, и тем самым познавали прелести нарушения запретов, трепет, который испытываешь, шагая за грань.

Бордель под названием «Диана» был самым известным и роскошным в Венеции. Я всего раз позволил себе уступить собственной прихоти и сходил туда. Тогдашний студент без гроша в кармане мог позволить себе лишь «рядовую» девушку. Я остановил выбор на одной из них, довольно красивой, но она уже в общей зале дала понять, что не согласна. Чтобы уговорить ее снизойти до меня, понадобилось вмешательство сводни. Она обходилась со мной крайне грубо. Всё время повторяла: «Давай скорее! Закругляйся!» Тогда-то я понял, что если она не проявляет к тебе никакого расположения, настаивать и заставлять женщину спать с тобой бесполезно, даже если она проститутка.

Вернемся к «Паприке». Я уже давно хотел снять этот фильм, но из-за финансовых передряг проект постоянно откладывался, или по крайней мере так я объяснял себе причину отлагательств. Лишь когда я встретил двадцатидвухлетнюю Дебору Каприольо, то понял, что на самом деле всё иначе. Просто ни одна из тех актрис, кого я рассматривал для этой роли, не убедила меня. А в Деборе я сразу увидел свою героиню, Мимму; она не просто юная и обворожительная красавица, но еще и венецианка — своего рода знак качества. Я знал, что могу без сомнения рассчитывать на то, что она, как и все венецианцы, обладает особым, отчасти пессимистичным темпераментом, который позволяет им воспринимать даже самые сложные жизненные неурядицы с иронией и юмором. Именно это и требовалось, чтобы героиня прошла все испытания и осталась невредимой, чтобы она повлияла на историю этих событий — а не наоборот.

Я увидел откровенные фото Каприольо в журнале «Макс» и сразу же позвонил ей. «Это Тинто Брасс?» — спросила ее мать на том конце провода. Женщина не поверила мне, решила, будто это шутка. Я не застал Дебору дома, но примерно через пятнадцать минут она мне перезвонила. Я попросил ее приехать в Рим. Мы встретились в ресторане «Аль Моро» на виколо делле Боллетте. Когда я предложил ей главную роль в театральной постановке — «Лулу» Ведекинда; она сразу же согласилась, но через несколько дней сообщила мне, что передумала. Я встретился с ней еще раз в том же месте и убедил ее принять предложение. Во время прослушивания Дебора с редкой легкостью обнажилась, продемонстрировав свои пышные формы. Она приняла все мои дерзкие идеи. Тогда я сразу же утвердил ее на главную роль в «Паприке» — фильм я планировал снять еще до работы с постановкой.

Дебора — практичная и прямодушная женщина; она знала, что подвернувшуюся возможность можно использовать, чтобы заявить о себе. К тому же она стала актрисой по воле случая, благодаря какой-то странной встрече с Клаусом Кински: он захотел познакомиться с ней и предложил ей роль в своем фильме о Паганини. Судьбоносные события всегда происходят ввиду непредвиденных обстоятельств. Деборе повезло: ее мать с детства внушила ей, что неожиданности могут кардинально изменить жизнь человека. Поэтому перед тем, как дочь выходила из дома, она всегда говорила: «Иди подмойся, мало ли кого встретишь».

Перевод с итальянского - Марина Козлова

Заказать книгу можно здесь:

Жажда свободы. Этика, эстетика и эротика