Как только дело доходит до Набокова, я не могу подобрать связных слов, которые бы описали мое отношение к нему. Вероятно это от того, что он вызывает во мне чувства и образы, а такое сложно описать словами. Чтобы понять, наверно нужно чувствовать, также, как он и быть в потоке.
Поэтому здесь не будет отзыва, только цитаты из книги, которые вызывают отклик в душе.
.
«Она верила, что единственно доступное земной душе - это ловить далеко впереди, сквозь туман и грезу жизни, проблеск чего-то настоящего. Так люди, дневное мышление которых особенно неуимчиво, иногда чуют и во сне, где-то за щекочущей путаницей и нелепицей видений, - стройную действительность прошедшей и предстоящей яви.»
«И хоть мало различаешь во мгле, все же блаженно верится, что смотришь туда, куда нужно.»
.
«И тут, когда смотришь через перила на бурную текущую пену, такое бывает чувство, точно плывешь все назад да назад, стоя на самой корме времени.»
.
«Все тихо, все околдовано светлым диском над русской пустыней моего прошлого. Снег - настоящий на ощупь; и когда наклоняюсь, чтобы набрать его в горсть, полвека жизни рассыпается морозной пылью у меня промеж пальцев.»
.
«На близком, целиком раскрывшемся небе медлил грозный в своём великолепии закат. Я тогда ещё не умел - как теперь отлично умею - справляться с такими небесами, переплавлять их в нечто такое, что можно отдать читателю, пускай он замирает; и тогдашнее мое неумение отвязаться от красоты усугубляло томление.»
.
«Этот просвет занимал совсем небольшую долю огромного неба, и была в нем та нежная отчетливость, которая свойственна предметам, если смотреть не с того конца в телескоп. Там, в миниатюрном виде, расположилось семейство ведряных облаков, скопление светлых воздушных завоев, анахронизм млечных красок; нечто очень далекое, но разработанное до последних подробностей; фантастически уменьшенный, но совсем уже готовый для сдачи мне мой завтрашний сказочный день.»
.
«В тот июльский день, когда я наконец увидел ее стоящей совершенно неподвижно в изумрудном свете березовой рощи, она как бы зародилась среди пятен этих акварельных деревьев с беззвучной внезапностью и совершенством мифологического воплощения.»
.
«И мучила мысль о том, сколько я пропустил в России, сколько бы я успел рассовать по всем карманам души и увезти с собой, кабы предвидел разлуку.»