Найти в Дзене

#кризисноворождённого #психологияразвития #стресс

Кризис новорожденного, явление сложное, требующее особых методологических средств и приемов. Которые выходили бы за рамки классической психологии и формировали бы, совершенно иное представление о психике новорожденного. Можно сказать, что кризис новорожденного – это и есть соединение физиологических и психических аспектов. Данный период психического развития ребенка, является наименее изученным по-сравнению с другими. Мы не можем точно сказать, что происходит с психикой новорожденного в постнатальный период. Но, с уверенностью можно заявить, что само рождение, как факт, является кризисом для ребенка. Акт рождения – это и есть одна из главных составляющих кризиса. Пребывая в утробе матери, на протяжении 9 месяцев, ребёнок испытывал комфорт, чувство безопасности, абсолютную защищённость. В момент рождения он лишается своей привычной среды. Комфортное местопребывание заменяется чужой и непривычной средой, таящей в своих недрах множество опасностей. Проходя через родовые пути, ребёнок испы

Кризис новорожденного, явление сложное, требующее особых методологических средств и приемов. Которые выходили бы за рамки классической психологии и формировали бы, совершенно иное представление о психике новорожденного. Можно сказать, что кризис новорожденного – это и есть соединение физиологических и психических аспектов. Данный период психического развития ребенка, является наименее изученным по-сравнению с другими. Мы не можем точно сказать, что происходит с психикой новорожденного в постнатальный период. Но, с уверенностью можно заявить, что само рождение, как факт, является кризисом для ребенка. Акт рождения – это и есть одна из главных составляющих кризиса. Пребывая в утробе матери, на протяжении 9 месяцев, ребёнок испытывал комфорт, чувство безопасности, абсолютную защищённость. В момент рождения он лишается своей привычной среды. Комфортное местопребывание заменяется чужой и непривычной средой, таящей в своих недрах множество опасностей. Проходя через родовые пути, ребёнок испытывает боль, страх, сильнейших дистресс. В момент рождения, выхода наружу, во внешний мир, легкие его впервые раскрываются. Он издаёт свой первый крик. По сути, крик от боли. Глаза, которые на протяжении длительного пребывания в утробе матери, привыкли к темноте, слепит яркий свет. Он испытывает физиологическую боль, смешанную с болью психологической. Почему мамам рекомендуют первое время именно пеленать ребенка? Основная причина заключается в том, что пелёнка создает эффект материнской утробы. Пелёнка создаёт комфортные и привычные для него условия, которые помогут ему быстрее и менее болезненно адаптироваться в этом незнакомом для него мире. После рождения, ребёнок будет испытывать и другой стресс, который связан с доверием. В данном случае, мы говорим о доверии, которое возникает между ребёнком и матерью. Так, по теории Зигмунда Фрейда, ребёнок после рождения вступает в оральную стадию развития. Именно, на этой стадии, с 0 месяцев и формируется доверие. Мать для ребенка – это самый главный человек. Она – средоточие всего, центр его вселенной. После появления на свет младенца – его кладут на живот матери и впервые прикладывают к груди. Происходит первый физический и психологический контакт. Последствие, от того как прошел первый контакт, зависит формирование положительного доверия между ребенком и матерью. Если ребенок достаточно получает материнского молока, тактильного контакта, его психофизиологическое состояние будет в норме. У Ребёнка будет отмечаться хороший сон, положительное психическое состояние. Если общения с матерью не происходит в должном количестве, у ребенка неправильно будут формироваться коммуникативные навыки. Что в дальнейшем, может перерасти в определенную психопатологию. Ведь, именно родители, в 1-й год жизни малыша, будут активно вводить его в этот мир. Замечательный ученый Лев Семёнович Выготский, всю свою жизнь посвятивший изучению развития психики ребенка, начал говорить о психологических кризисах, которые возникают в период всей жизни человека. Выготский, в своих трудах, говорит о первой улыбке и зрительном контакте. Конечно, в физиологическом смысле, в 1-ю неделю жизни, сложно говорить об истиной улыбке новорожденного или о зрительном контакте. Так как, в это период зрительный аппарат несовершенен и мозг новорождённого еще не на столько развит, чтоб задержать взгляд на человеке и произвести улыбку. Но, все же общение матери со своим ребенком, необходимо. Оно формирует правильный психологический тон. По Выготскому, мы обнаруживаем, что начало психологической жизни ребёнка, представляется как момент дифференциации, вычленения каких-то определённых моментов (голос матери), а также своеобразного обособления ребёнка, как личности, отдельного индивида.

Первые дни и недели жизни ребёнка, -это своего рода, промежуточный период между внутриутробным и внешне утробным состоянием. Ребёнок находится, как бы посередине этих состояний. Ему требуется время на адаптацию. Вот почему, 1-е сутки после рождения, младенец спит. Таким образом, мозг выполняет защитную функцию и пытается справиться со стрессом. Защитная функция характеризуется в следующих проявлениях – эмбриональная поза ребёнка, состояние дремоты ребёнка. К 1 месяцу, многое меняется в его жизни. Он адаптируется к внешней среде и раздражителям. Мозг претерпевает изменения и переходит на следующий этап развития. Переход от одного этапа на другой, знаменуется возникновением определённого новообразования. Другими словами, образуются психические и социальные перемены, возникающие в сознании ребёнка. Это новообразование будет определять качество и темп жизни. У ребёнка возникает иное представление об окружающем мире, которое впоследствии, будет формировать качественное психофизиологическое развитие.