Найти тему

#социальнаяситуацияразвития #выготский #психология

Что такое, - социальная ситуация развития? В чём её основная суть? И, так ли она важна при взрослении ребёнка? На все эти вопросы попытаемся ответить в данной статье.

Начнём с того, что дадим определение этому понятию. С уверенностью можно сказать, что социальную ситуацию развития, как понятие, ввёл советский психолог, Лев Семёнович Выготский. Связано это было с тем, что у него возникло совершенно иное, новое понимание того, как социальная среда оказывает воздействие на психическое состояние ребёнка по мере его взросления. Социальная среда, в которой находится ребёнок, обуславливает образ его жизни. Можно сказать, что социальная среда является неким структурным компонентом, который оказывает влияние на формирование психологического возраста ребёнка. Что же кроется под социальной ситуацией развития? Всё просто. Социальная ситуация развития, - это особая, характерная для каждого возраста, система отношений между окружающим миром и ребёнком. Другими словами, это продукт взаимодействия окружающего мира с ребёнком. Социальная ситуация развития весьма гибкая. В периоды психологических кризисов, соответствующих определённому возрасту, социальная ситуация развития подстраивается под ту или иную ситуацию или то или иное состояние. Тем самым, она задаёт новый виток, новое направление развитию ребёнка. Как и любое психологическое понятие, она имеет свою особенность и специфику. В данном случае, специфика заключается в содержании задач, которые необходимо решить; в преодолении противоречий, которые возникают на пути ребёнка. Всё это, в целом, помогает правильно и безболезненно преодолеть кризисный период. Черпая из социальной среды, необходимые ресурсы для развития, задаёт тот или иной вектор движения, следуя которому ребёнок приобретает уникальный жизненный опыт, новые свойства своей личности.

Существуют определённые этапы социальной ситуации развития.

1 этап затрагивает младенческий возраст. Характеризуется, с одной стороны, абсолютной биологической беспомощностью (несамостоятельностью), а с другой, отсутствием речи. Поэтому, возможности социального общения, минимальны и, по большей части, односторонни. Так как младенец пока несамостоятелен и психические функции примитивны, все функции по социальному взаимодействию исходят лишь со стороны родителей, врачей, родственников. Здесь, можно наблюдать некое противоречие, социальное общение минимально, в силу своих биологических особенностей, но, однако потребность в этом общении очень высока. Так что, данный этап, можно назвать подготовительным для психики ребёнка, плодородной почвой, неким плацдармом, с которого начнётся дальнейшее активное развитие ребёнка. Можно добавить следующее, - социальная ситуация развития данного возраста – комфортная, уютная, тёплая. Это время неразрывного существования матери и младенца. Где они наслаждаются общением друг друга. Вырисовывается следующая схема – ребёнок – взрослый.

2 этап выпадает на ранний возраст (с 1-до 3 лет). Это период знаменателен распадом привычных устоев. Разрушается, ставшее привычным, единство. Совместная деятельность ребёнка и взрослого, характеризуется возникновением противоречия. Которое проявляется в его стремлении к самостоятельности и независимости, своего рода, автономности. Одним из главных моментов данного периода, является возникновение личностного конфликта у ребёнка, смысл которого заключается в невозможности обеспечить полноценную автономность и самостоятельность в силу своей возрастной неполноценности. Другими словами, ребёнок испытывает огромное желание все действия совершать самостоятельно, но, качественно выполнить он их не может. Именно на этом этапе психологического развития личности формируется такое качество, как самостоятельность. Это его стремление к самостоятельности и автономности нужно всячески поощрять и развивать. Главная ошибка взрослых заключается в нетерпении, в нежелании долго ждать, когда ребёнок совершит то или иное действие. Н-р, завяжет сам шнурки или сложит игрушки в ящик. Взрослые всегда торопятся и всюду опаздывают. Поэтому, ещё в раннем детстве «убивают» малейшие зачатки самостоятельности. Когда ребёнок вырастает, эти же взрослые начинают удивляться, а иной раз и ругать своё чадо за его несамостоятельность. А, нужно ругать лишь себя. Так как именно взрослый является проводником и учителем ребёнка. В этот период психического развития ребёнка, главный девиз – «Я сам!». Задача взрослого – поддерживать ребёнка во всех его начинаниях и стремлениях, проявлять стойкость духа и терпение, не произносить фразу «нет» или «нельзя». Лучше заменить их, другими словами. Н-р, когда ребёнок хочет подняться на какую-то возвышенность, многие взрослые бурно реагируют и произносят «нет». Это слово можно заменить фразой - «это действие может оказаться опасным для тебя» и объяснить, почему. Взрослым нужно работать над собой и своим словарным запасом. Данному этапу свойственна следующая схем – ребёнок-предмет-взрослый.

3 этап охватывает дошкольный возраст с 4 – до 7 лет. Период знаменателен распадом совместной деятельности. Всё чаще взрослый замечает некую обособленность ребёнка, его стремление к уединению. Если раньше ребёнок и взрослый основное время проводили вместе, то теперь, ребёнок больше внимания уделяет самостоятельной игре и времяпровождению. Границы социальной среды расширяются, что способствует возникновению новых интересов и желаний. Взрослым не стоит обижаться и копить в себе негативные мысли. Просто, наступил новый этап в развитии, естественный по своей природе и, свидельствующий о нормальном психическом развитии ребёнка. Как прежде, уже не будет. Это стоит понять и принять. И, если, вдруг ваш малыш захотел закрыть дверь в комнату, спокойно отнеситесь к этому. Позвольте ему ощутить себя полноценной личностью. Общение с ребёнком приобретает всё новые и новые формы. На данном этапе формируется такое новообразование, как «система Я». Происходит психическая трансформация личности. Речевое развитие достаточно сформировано, словарный запас богат. Всё это способствует расширению социальных границ. Ребёнок открыт для новых знакомств и для нового общения. Ему уже недостаточно лишь общества семьи. Это главный момент, свидетельствующий о расширении кругозора. Противоречие социальной ситуации развития ребёнка в данный период характеризуется появлением такого понятия, как фрустрация. То есть, когда желаемое не соответствует реальности. Хочу, но не могу получить по определённым причинам. В данном случае из-за несовершенства детской психики. Сюжетно – ролевая игра, - вот главный выход из сложившейся ситуации, которая поможет преодолеть возникшие противоречия и выстроить гармоничные отношения со сверстниками.

4 этап социальной ситуации развития охватывает младший школьный возраст. Это период школьного обучения и социального взаимодействия с учителем и одноклассниками. Игровая деятельность уходит на 2 план. Главное на этом этапе, - это стремление обучаться и получать новые знания. Ведущая деятельность – учебная. Привычная жизнь рушится. Новые социальные условия, распорядок дня, общение в школе, учёба, всё это, оказывает сильнейшее воздействие на психическое развитие ребёнка. Выготский, часто про этот период говорил, что у школьника может возникнуть кризис школьника. Который проявляется в строптивости, негативизме ко всему нового. В последствие, если школьник с ним благополучно не справиться, может появиться такое состояние, как неуспеваемость, способная изрядно попортить нервы не только учителям, но и родителям и самому ребёнку. В этот сложный период для младшего школьника, родители должны оказывать моральную поддержку, пытаться всячески поговорить с ребёнком. Другими словами, всегда быть рядом и не оставаться в стороне от проблем. Ведь, именно на этом этапе формируются такие психические качества, как самоконтроль, самодисциплина и самооценка. Период характеризуется возникновением таких новообразований, как произвольность поведения, рефлексия. Главным двигателем нормального психического развития школьника выступает коллективная деятельность учащихся, которая формирует в ребёнке инициативу, самостоятельность, ответственность.

5 этап – самый сложный и мало изученный период развития ребёнка. Это подростковый возраст, пубертатный период. Социальная ситуация развития детства отличается от ситуации подросткового периода, по большей части из-за внутренних причин самого подростка. В это период развития, подросток находится в процессе самоидентификации личности, поиске себя. Именно, поэтому, главной отличительной чертой этого возраста является поиск идеалов, которым можно подражать и которыми хочется восхищаться. Идёт активное психическое развитие и становление как личности. В этот период, легко пойти по кривой дорожке, выбрать неподходящую компанию для общения, ввязаться в мутные истории и неприятности. Ведь, это уже не ребёнок, но и не взрослый, в прямом смысле слова. Он ещё не знает, каким он хочет быть и куда ему двигаться. Родители должны быть бдительны. Всегда разговаривайте со своими детьми. Разговор, - это верный путь решения конфликтных ситуаций, а особенно с подростками. Запреты в этом возрасте, - это отдельная тема для статьи. Единственное, что хочется сказать, нельзя давить на ребёнка и авторитарный стиль общения вызывает отторжение и гнев. Поэтому, каждую ситуацию необходимо прорабатывать и взвешивать каждое слово, которое говоришь. Общение со сверстниками выходит на первый план. Со взрослыми носит свойственный характер. Подросток стремится к независимости, равенству прав со взрослыми, но, полноценно себя обеспечить ещё не может. Из-за этого возникает внутренний конфликт, способный ощутимо навредить ему самому и близким.