Найти тему
Игумен Нектарий (Морозов)

“Титаник”, безусловно, один из лучших фильмов всех времен и народов.

Титаник, 1997, США, Мексика. Режиссер Джеймс Кэмерон.

Безусловно, один из лучших фильмов всех времен и народов. 

Конечно, ему в глазах «истинных ценителей» здорово вредит то, насколько он известен и популярен. 

И тем более тот факт, что вокруг него сложился своеобразный культ. Я и сам посмотрел его лишь спустя несколько лет после того, как он вышел на экраны. Но если говорить о сути, то фильм потрясает. 

Огромный, но при этом удивительно цельный. Ни одного лишнего персонажа, ни одного случайного эпизода. И при этом множество линий — помимо главной линии Розы и Джека. Все они сплетаются в единый, совершенный узор.

Однако если пересматриваешь «Титаник» снова и снова, то интересна более всего вторая его часть (если условно разделить его на две части), а именно та, которая начинается после столкновения с айсбергом. Судно обречено и люди, большинство из них, тоже обречены. 

И наступает своеобразный момент истины. Как узнать, кто рядом с тобой, что это за лицо (или маску?) ты видишь день за днем? Только из ряда вон выходящие обстоятельства, только какое-то несчастье проявляют каждого из нас. А уж смертельная опасность…

Все по-разному относятся к этой жизни и к этому миру. Но, например, для верующего человека очевидно, что и жизнь, и мир когда-то получили свое начало и когда-то придут к своему концу. Есть масса различных книг и фильмов об Апокалипсисе, хотя никто по-настоящему, кажется, так и не приблизился к тому, чтобы раскрыть людям тайны этой самой таинственной из всех книг, какие только знает человечество. И в каком-то смысле «Титаник» — тоже фильм об Апокалипсисе.

И еще о том, как страшно бывает умирать, когда смерть уже неотвратима (а рано или поздно, она ведь для каждого становится такой). И в нем есть несколько очень важных ответов на вопрос — как справиться с этим страхом. Один из самых поразительных моментов «Титаника» — музыканты, играющие на тонущем корабле. 

Сначала — для того, чтобы хоть немного приостановить нарастающую панику. Потом — просто так. Затем — потому что уже невозможно не играть. И перестают только тогда, когда вода уже подбирается к ним самим. Это первый из ответов: умирать не так страшно и не так тяжело, если до самого последнего мгновения ты занят делом, которому отдаешься душой и которое приносит радость и пользу окружающим тебя людям.

Второй ответ — «главная линия», любовь Розы и Джека. Джек не боится смерти, потому что его сердце наполнено любовью. И он узнает величайшую тайну, которую знает только тот, кто по-настоящему любит: любовь бессмертна. И неслучайно говорит о том, как благодарен Богу за то, что встретил Розу. Он принимает и то краткое счастье, которое было ему дано.

Но мне самому ближе третий ответ. Это эпизод с католическим священником. Он стоит, удерживаясь за что-то на накренившейся уже палубе, а люди, собравшиеся вокруг, держатся в свою очередь за него. И они разительно отличаются от всех на тонущем корабле: они никуда не бегут, в их глазах есть страх и боль, но нет паники, нет какого-то животного, звериного стремления, как у жениха Розы — выжить любой ценой. Они просто принимают это как данность: тот мир, в котором они жили, исчезает. Но вера в бытие мира иного помогает устоять в этот момент.

Наверное, мое восприятие покажется кому-то субъективным, возможно, большинство людей понимает «Титаник» совершенно иначе и не останавливает своего внимания на том, что привлекло мой взгляд. Но, скорее всего, на субъективность имеет право каждый.

#игумен_Нектарий_рекомендации_фильмы