Найти в Дзене

Следы в Крыму евангельского Бегства Святого Семейства в Египет.

Крым Исуса Христа и Марии Богородицы

Как известно, Христос умер задолго до Успения своей Пресвятой Матери. В таком случае легенда о Дионисе-Христе, который спустился в Аид и вывел оттуда свою умершую мать, кажется несостоятельной.

Евангельское сошествие Христа в А(и)д на мысе Меганом.
Больше чем просто хобби11 октября 2022

Но быть может, Христос и Мария бывали в этих местах, ещё когда оба были живы. Это могло случиться во время так называемого Бегства Святого Семейства из Вифлеема (= Фиолента) в Египет.

И.К. Айвазовский «Георгиевский монастырь» (Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия). Фото 2017 г.    
Примерно вот на такой двухмачтовой ладейке тёмной ночью Семейство могло отправиться в бегство с Фиолента. Айвазовский, сам того не ведая, изобразил на своей картине евангельский сюжет. Название картины не совсем понятно, поскольку Георгиевский монастырь тут не виден. Зато отчётливо просматриваются легко узнаваемые контуры мыса Фиолент и скал Орест и Пилад, стоящих в воде. А сам монастырь с пещерным храмом Рождества Христова, где скрывалось Семейство с младенцем Христом, едва виден на соседнем мысе, на втором плане картины. Впрочем, коренной крымчанин Ованес Айвазян мог знать о  древней истории своей малой Родины гораздо больше, чем это кажется в XXI веке. В таком случае большой художник предстаёт перед потомками великим мистификатором, доносящим до нас секреты древней истории Крыма.
И.К. Айвазовский «Георгиевский монастырь» (Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия). Фото 2017 г. Примерно вот на такой двухмачтовой ладейке тёмной ночью Семейство могло отправиться в бегство с Фиолента. Айвазовский, сам того не ведая, изобразил на своей картине евангельский сюжет. Название картины не совсем понятно, поскольку Георгиевский монастырь тут не виден. Зато отчётливо просматриваются легко узнаваемые контуры мыса Фиолент и скал Орест и Пилад, стоящих в воде. А сам монастырь с пещерным храмом Рождества Христова, где скрывалось Семейство с младенцем Христом, едва виден на соседнем мысе, на втором плане картины. Впрочем, коренной крымчанин Ованес Айвазян мог знать о древней истории своей малой Родины гораздо больше, чем это кажется в XXI веке. В таком случае большой художник предстаёт перед потомками великим мистификатором, доносящим до нас секреты древней истории Крыма.

Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду, праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший:

«встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».

Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода.
Кривдобиография Андроника I Комнина, как мы теперь понимаем, не поможет разобраться в подробностях этого события,

поэтому не остаётся ничего другого, как довериться скупым и иносказательным выражениям из Матфеева Евангелия. Однако это евангелие ничего не сообщает о местах, которые Святое семейство посещало на своём пути в Египте; они известны лишь из Священного Предания – свода легенд, правил и обрядов, передающихся от одного к другому среди распространителей и пропагандистов христианства. Наиболее подробно вопрос Бегства Семейства в Египет рассмотрен в традиции коптов — египетских христиан. Классическим источником по этому вопросу являются сочинения папы Феофила, патриарха Александрийского.
К числу почитаемых относятся 5 мест остановок Святого Семейства:
1)
Матарийя (северная окраина современного Каира). Почитается дерево сикомора, в тени которой укрылось от жары Святое семейство, и колодец (кладку относят к римской эпохе), возведённый над источником, забившим по приказанию Иисуса. Копты почитают сикомору и от умирающего дерева берут росток, который сажают рядом. В настоящее время растёт дерево, посаженное в 1906 г., а рядом находится его засохший предшественник, посаженный в 1672 г. Очевидно, этот предшественник был первой сикоморой, назначенной кривдоплётами XVII в. «христианской» святыней, после того, как локализацию библейских событий перенесли из Руси и Крыма в Египет и на Ближний Восток.
2)
Эль-Минья – ж.д. станция на ветке Каир – Асуан в 20 км от столицы. На восточном берегу Нила расположен монастырь, где якобы в 328 г. императрицей Еленой был построен храм над пещерой, где по преданию нашло себе убежище Святое семейство во время своего бегства.
3)
Церковь Святых Сергия и Вакха (Абу Серга): построена на месте предполагаемого отдыха или временного проживания Святого семейства.
4)
Церковь Святой Марии в Маади (южная окраина Каира) — построена якобы в IV в. В павильоне на территории храма находятся ступени, ведущие к воде — их почитают как место, где Святое семейство село в лодку, чтобы отправиться в путь в Верхний Египет.
5)
Монастырь Каламон (Иорданская долина): почитается пещера, в которой Святое семейство останавливалось на ночлег.
Название КАЛАМон сразу же ассоциативно перенаправляет в Крым, где до наших дней сохранились развалины древней крепости КАЛАМита в Инкермане, неподалёку от Севастополя. Посёлок Инкерман тоже расположен в долине, окружённой горами; глубоко в долину врезается Севастопольская бухта, а в неё впадает речка Чёрная, рассекающая Байдарскую долину. Так что же, крымская
речка Чёрная – и есть тот самый легендарный Иордан, где, по преданию, Иоанн Предтеча крестил Исуса Христа?

Устье реки Чёрной в Инкермане. Фото 2017 г.
Устье реки Чёрной в Инкермане. Фото 2017 г.

Вполне возможно, учитывая, что Байдарская долина расположена неподалёку от древнего Херсонеса и Фиолента, где родился Христос. В XIII в. (а быть может, и раньше) именно на этой земле располагалось «г(о)реческое» княжество Феодоро.
Впрочем, не будем забывать, что
Иордан, вытекающий из Тивериадского озера Кинерет, - это может быть и река Которосль, берущая своё начало в болотах озера Неро и впадающая в Волгу в районе современного Ярославля.

Слияние  Которосли  с  Волгой. Фото 2016 г.
Слияние Которосли с Волгой. Фото 2016 г.

Ведь, как было показано выше, кривдобиблейское озеро Кинерет – это Неро.

В крымском Инкермане до наших дней сохранилось множество пещер в известняковых скалах, и практически все они были приспособлены под церкви. А непосредственно под плато, на котором размещалась крепость Каламита, и по сей день расположен Свято-Климентовский монастырь, помещения которого высечены в обрыве скалы.

Вид на руины Каламиты и Свято-Климентовский монастырь. Фото 2017 г.
Вид на руины Каламиты и Свято-Климентовский монастырь. Фото 2017 г.

Если бегство Семейства на Русь = Египет произошло из Фиолента, ему незачем было останавливаться в Каламите – это совсем в другую сторону от водного пути по морям и рекам в Ростов. Но зато именно Каламита могла стать конечной точкой маршрута по возвращении Христа в Крым. Там располагался единственный торговый порт Херсонеса и княжества Феодоро. И в тёплой речке Чёрной старший брат Иоанн мог искупать вернувшегося брата Исуса. А евангелисты записали: крестил в водах реки Иордан.
Далее, церковь Святой Марии – это, возможно, храм Дианы = Парфенон, когда-то стоявший у самого моря в балке Дианы напротив скалы Святого Явления (о нём говорится в начале главы).

Вид  на  балку  Дианы  из  рощи  Дианы. Фото 2017 г.
Вид на балку Дианы из рощи Дианы. Фото 2017 г.

Неслучайно в поздние века фальсификаторы библейской истории выстроили в Египте храм со ступенями, ведущими к воде (а на Фиоленте его разрушили!). Вероятно, были какие-то воспоминания о том, что Семейство начало своё бегство в «Верхний Египет» из Фиолента в ладье-лодке. Плыть направо – в сторону Херсонеса, где была резиденция царя Ирода, посягавшего на избиение младенцев, не было смысла. Поэтому поплыли налево, вдоль южного берега Крыма.
Однако в лодке, пусть даже неплохо оснащённой, далеко не уплывёшь, если предполагать, что за тобой вышлют погоню правительственные службы. Поэтому Семейство и преданные им люди непременно должны были позаботиться о стоянке в каком-нибудь укромном местечке, притом в скором же времени после начала бегства, предвидя неизбежность погони. Этой цели как нельзя лучше отвечает пустынный даже в наше время полуостров Меганом. От Фиолента до Меганома по морю примерно 200 км. Учитывая, что древние ладьи XII в. могли развивать скорость до 13 км/ч, путь от Фиолента до Меганома или Алчака могли преодолеть за ночь и один световой день.

И.К. Айвазовский «Лунная ночь на берегу моря». Смоленский музей изобразительных искусств. Фото 2014 г.   
Справа видны два путника не то на лошадях, не то на ослах. А слева в море при свете луны темнеет не то ладья, не то скала, напоминающая Пилад возле Фиолента.
И.К. Айвазовский «Лунная ночь на берегу моря». Смоленский музей изобразительных искусств. Фото 2014 г. Справа видны два путника не то на лошадях, не то на ослах. А слева в море при свете луны темнеет не то ладья, не то скала, напоминающая Пилад возле Фиолента.

Поэтому вполне возможно, что МАТАРИЙЯ из коптских преданий – ЭТО МЕГАНОМ или более точно, ГОРА АЙ-ГЕОРГИЙ. Как было показано в начале главы, на Ай-Георгии есть и источник, и в достатке плодовых деревьев.

Вид на Ай-Георгий с берега Меганома. Фото 2018 г.   
На фоне выжженной пустыни Меганома гора Ай-Георгий даже издалека привлекает своей зелёностью. А значит, на горе непременно должны быть источники воды – иначе она выглядела бы столь же безжизненной, как прибрежная полоса. Беглецы могли с моря разглядеть этот оазис и принять решение о высадке именно тут.
Вид на Ай-Георгий с берега Меганома. Фото 2018 г. На фоне выжженной пустыни Меганома гора Ай-Георгий даже издалека привлекает своей зелёностью. А значит, на горе непременно должны быть источники воды – иначе она выглядела бы столь же безжизненной, как прибрежная полоса. Беглецы могли с моря разглядеть этот оазис и принять решение о высадке именно тут.

А сам топоним МАТА-Рийя может означать искажённое МАТА-Рекс (Ματα-Ρεϗ) – Царство Матери. Выше было показано, что последние годы своей жизни Богоматерь была правительницей Сугдеи = Судака, и её похоронили на Ай-Георгии.

Поэтому гора и город Сугдея вполне могли называться Царством Матери.

Вид с горы Ай-Георгий на бухту Капсель. Фото 2018 г.   
А ещё с горы открывается прекрасный обзор на море. Беглецы могли контролировать проплывающие по морю ладьи и тем самым своевременно обезопасить себя от возможной погони.
Вид с горы Ай-Георгий на бухту Капсель. Фото 2018 г. А ещё с горы открывается прекрасный обзор на море. Беглецы могли контролировать проплывающие по морю ладьи и тем самым своевременно обезопасить себя от возможной погони.

Вероятно, на Ай-Георгии беглецы провели много времени; быть может, даже много лет. И только убедившись, что погони не будет и их уже перестали искать, Святое Семейство продолжило свой путь в «Египет», т.е. в Ростовскую Русь. Наверное, для этого пришлось построить новую ладью, пригодную для дальнего путешествия. А возможно, Христос со спутниками просто примкнул к какому-нибудь торговому судну, следовавшему в далёкую Русь ~ Тивериаду.

Продолжение следует.