Технический специалист Вячеслав Крампец продолжает тему информационного проектирования: рассказывает об инструментарии и дает рекомендации по управлению данными.
Обязательно
- Отделяйте данные от отображения. Важно разделять информацию, понимать, что есть данные, а что — характеристика её отображения. Оригиналы нужно тщательно беречь (те же оригиналы картинок). Мы в своей практике смотрим на маркдаун как на альтернативный формат исходного хранения текста. Если есть возможность редактировать данные, то лучше это сделать, чтобы потом не переделывать заново. Такие инвестиции точно лишними не будут.
- Формализуйте, что можно. Накидайте в html таблицу, сохраните данные в табличном виде, а базу потом выгрузите отдельно. Смотрите. Думайте. Формализуйте. Там, где пока нет микростандартов (к примеру, в таких агрегаторах, как Озон или Я.Маркет), всё потом появится. Мир движется в сторону формализации.
Используйте базы данных. Продвинутый Excel. Старайтесь использовать их по-максимуму. Они не дают вам превращать тексты в свалку и мусорить, позволяют формализовать данные. - Внедряйте микроформаты. Большинство текущих микроформатов проходит через долгую цепочку утверждений, но ими нужно пользоваться. Для поисковика и вашего сайта это максимально удобный язык общения.
- Владейте данными. Не будет вечных аккаунтов, бесконечной халявы. Шведские столы и безлимитные диски — инвестиционные пузыри, которые причинят вам ущерб. Данные стали новой цифровой валютой. Старайтесь владеть первичными данными самостоятельно. Если пользуетесь какими-то облачными сервисами для хранения, не кладите туда данные в чистом виде, старайтесь их шифровать.
- Следите за тенденциями. Следите за протоколами обмена (GPT-3), за блокчейнами. В большинстве таких систем будет важно первенство.
Рекомендации
- Инвестируйте в проектирование информационных систем. Большинство систем были спроектированы плохо. Если делаете что-то своё, лучше заплатите аналитику, чтобы система дольше прожила. Нормально спроектированная система без сложных изменений (только с маленькими) существует на рынке порядка 3-5 лет.
- Headless системы управления контентом. Очень перспективная система развития. Сконцентрированная реализация отделения данных от изображения. Данные будут здесь, процессы обработки отдельно, а отображение можно делать, как угодно. Чаще всего, такая система применяется в больших новостных агентствах и работает в приложениях с несколькими платформами отображениями (сайт/CRM и мобильное приложение).
Инструментарий
- Концептуальное проектирование: текст, Excel, Mindmap, базы знаний.
- Модель данных: текст, excel, веб-сервисы. В специальных программах (MySQL, Microsoft Access, Notion) можно начать потихоньку пользоваться базами данных, раскидывать поля.
- Навигация: Excel, Mindmap.
- Проектирование интерфейсов: Figma, Framer.
- Прототипирование: Figma, HTML + BootStrap/TileWind, HTML + WindyCSS. Хорошо прорабатывать сложные моменты взаимодействия пользователя (корзины, лайтбоксы, всплывашки). Только не нужно весь сайт загонять под один инструмент. Просто отслеживайте мелкие процессы и поправляйте.
MINDMAP
Поскольку инструмент популяризируется, большая его часть не бесплатна.
Чем можно пользоваться:
- Бесплатно + свой сервер в докер-контейнере.
- Бесплатно, десктопное приложение с ограничениями.
Базы знаний
Сервисы с максимальной конфиденциальностью
- Obsidian. Хранит данные на локальном диске в MarkDown, бесплатен для Personal. Расширения легко парсятся, куча библиотек. Данные не станут обузой, когда потребуется их перегонять. Единственный минус: всё хранится в просто в файлах.
- Joplin. Бесплатно, десктоп + мобильное. Хранит в локальной БД, экспорт. Здесь пошли чуть дальше: более глубокий формат внутреннего хранения документов. Атомы информации уже распределены. И уже из них ты потом получаешь HTML, MarkDown и всё, что угодно. Плюс, к нему есть множество плагинов, синхронизация, автоматические бэкапы и т.д.
Облачные сервисы
- Notion.so. Классика жанра. Всем, кто пользуется Google Документами, переходить сюда. Сервис не хуже, а по обращению с данными даже лучше. Работают с ними, как с блоками. Если у тебя данные представлены как текст, то они его так и определяют (нет вперемешку картинок, текста и т.д.).
- Coda. Всё в одном документе. Интересный инструмент с точки зрения групповой работы и возможности масштабирования. Позволяет делать большой документ для одного проекта. Можешь приблизить его в конкретную точку или смотреть в полностью.
- Fibery. Мощный продукт, но сложно начать пользоваться. Самое слабое звено любой базы знаний — перекрёстные ссылки. Нигде эта проблема не была отлично проработана, как здесь.
Headless Content Management (Система управления контентом)
- Sanity. В облаке и локально, OpenSource.
- Contentful. Первая, облачная. Очень дорого. Появилась бесплатная версия с ограничениями.
- Front Matter. Работает в VS Code. Сайты генерируются в Gatsby/Hugo/Jekyll etc.
- Apostrophe CMS. OpenSource. Рекомендуют поднимать на своём сервере.
- JamStack. Авторы Apostrophe. Список и рейтинг Headless CMS.
Ответы на вопросы
Как избежать ошибок при проектировании информационных систем
Нужно смотреть на любую информационную систему с точки зрения её развития. Есть такая поговорка: «Самое статичное в нашей жизни — изменение». Смотрим, как система будет меняться во времени. Стараемся получить быстрый прототип, опробовать, представить, кто будет им пользоваться.
Если прототип сделать сложно, то анализируем набор user store (когда конкретный исполнитель описывает процесс, как будет происходить работа с данными). Он определяет требования к тому, как информационная система должна взаимодействовать с информацией.
Хорошо ли для обычных пользователей, что многие данные о них будут использоваться
Не хорошо и не плохо. Это неизбежно. В большинстве своём данные будут отделены от людей, они не смогут владеть ими на 100%.
Как улучшить существующую информационную систему? На что обращать внимание в первую очередь
Проводим аналитику и вычисляем, есть ли в системе какие-то проблемы. Если нет, то и улучшать нет смысла. Если же есть, то всё зависит от цели этой информационной системы.
- Если мы рассматриваем какую-то коммерческую, которая взаимодействует с пользователями, то нужно улучшать те факторы, которые приносят им пользу.
- Если система нацелена, в первую очередь, на взаимодействие с поисковиками, то, конечно, нужно обращать внимание на факторы, связанные с ранжированием.
Как правильно применять информационное проектирование при создании сайтов
Сначала проанализировать цели. Зачем вы потратите время, деньги, ресурсы на создание. Далее существуют разные стратегии. Никак нельзя сравнить стратегию проектирования новостного сайта Ленты.ру и персонального блога.
Следует использовать принцип Парето. У программистов есть схожая методология, которая называется «Аджайл». Её суть: получить результат меньшими усилиями.
Подводя итоги
- Взвешивайте;
- Категоризируйте;
- Анализируйте конкурентов, понимайте тренды;
- Реализуйте то, что принесёт результат.