Найти тему
МузАртМедиа | MusicArtMedia

"Поэма экстаза" Александра Скрябина

“Поэмы экстаза” – так я назвал бы весь творческий и жизненный путь Скрябина. Он горел и сгорал – вот почему его музыка, как звезда, как солнце, излучает свет!

Игорь Бэлза

Можно сказать, что в этом сочинении, как в никаком другом, наиболее ярко представлен стиль зрелого Скрябина. С момента премьеры "Поэма экстаза" остается одним из самых репертуарных симфонических произведений композитора.

Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)
Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)

«Поэма экстаза» входит в триаду поздних симфонических творений композитора, наряду с «Божественной поэмой» (Третьей симфонией) и последним масштабным произведением, в полной мере воплощенным автором – «Прометеем». В этих сочинениях Скрябин разрабатывал одну тему-идею, раскрывая ее в разных аспектах – это тема упоения божественной природой человека и миром чувственности, воспевание творческого начала. В коде всех произведений гимнически утверждается триумф воли и духа.

Наиболее важно отметить, что перед исполнением «Поэмы экстаза» в Нью-Йорке композитор задумывался о применении световых эффектов – за несколько лет до создания «Прометея» Скрябин приходит к идее создании световой партитуры, которая бы сопровождала звучание его музыки.

Важнейшую роль в формообразовании сочинения играют две очерченные драматургические сферы. Первая из них – это темы, характеризующие образы «высшей утонченности» (темы томления, мечтаний, полета, возникающих творений, наслаждения); а вторая – область «высшей грандиозности» (темы самоутверждения, воли, протеста). При всей своей контрастности, эти две сферы взаимодополняют друг друга.

Третья линия симфонического развития («ритмы тревожные») вносит некоторое противодействие, однако в дальнейшем поглощается двумя основными драматургическими планами, а в коде приобретает светлый, торжественный характер. В конечном счете, все темы «Поэмы экстаза» (кроме темы «ритмов тревожных») не трансформируются, а растут в своей интенсивности.

Кода "Поэмы экстаза" (Берлинский филармонический оркестр, дирижер - Кирилл Петренко)

Генеральная кульминация сочинения наступает в коде. Тему волю императивно излагают трубы, а восемь валторн, подняв раструбы (по указанию автора), провозглашают «тему самоутверждения».

Поэма завершается звучанием до-мажорного трезвучия четверного состава оркестра tutti – Этому грандиозному финалу партитуры «Поэмы экстаза» соответствуют последние строки в поэтической программе, написанной Скрябиным:

«И огласилась вселенная радостным криком: Я есмь!»

Исполнение "Поэмы экстаза" Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева: