"Оценки в школе плохие, а уроки дома делает медленно" - вот общие составляющие всех жалоб на успеваемость ребёнка. И, как правило, родителями делаются выводы, что: а) ребёнок ленивый, б) он не хочет учиться, в) не хватает внимательности. Эти причины тоже могут иметь место быть, но они на поверхности и именно они являются следствием другой достаточно значимой проблемы. Просто она не на поверхности.
Маленькое, но существенное уточнение: речь об ученике начальной школы.
Для старта нашего разбора ситуации давайте ещё раз повторим, в чём её суть: получена неудовлетворительная оценка, ребёнок долго не мог сделать уроки. Какие выводы мы, как родители, можем здесь озвучить? Ребёнок не понял учебный материал, не разобрался в нём. Он видит упражнение или задание, читает его и не может ясно понять - что от него требуется, что ему следует сделать, как это решить и т.д. Значимая проблема, о которой я упомянул в первом абзаце данной статьи, не что иное, как неумение ориентироваться в тексте задания. Непонимание сути поставленных вопросов. Он не умеет понимать: что здесь главное и в какой очередности приступать к выполнению задачи. Так что изначально дело не в лени и не в невнимательности, а... в умении понимать то, что он читает.
Представляете, как ему трудно? Это хорошо, если ребёнок умеет прямо об этом сказать. Но большинство детей не могут, а некоторые стесняются признаться в том, что они не понимают сути прочитанного. Хотя для данной возрастной группы детей это абсолютно нормально, так как перестраиваются модели мышления, восприятия и памяти. Ведь раньше, до школы ребёнок не сталкивался с подобной необходимостью: ориентироваться в вопросах учебного текста, выделять главное и второстепенное - он именно сейчас этому учится, нарабатывает опыт.
Чем мы, как родители, можем помочь в данных ситуациях? Во-первых, объяснить на понятном для ребёнка языке, что с ним происходит; во-вторых, помогать ему в составлении алгоритма или последовательности (назовите это как угодно) действий, посредством которых он мог бы понять тему урока или смысл прочитанного; в-третьих, после нескольких ситуаций взаимодействия постепенно уменьшаем активность в его учебной деятельности; в-четвёртых, проверяем результаты, чтобы убедиться, что всё двигается в нужном направлении; в-пятых, от души хвалим за наличие успехов: неважно большие они или маленькие - эмоциональная поддержка родителей - это надёжный маяк для ребёнка на пути к освоению новых знаний и навыков.
Берегите себя!
Сабиров Салават.
Мой Телеграмм канал: #Вашличныйпсихолог
Остались вопросы ? Записывайтесь на индивидуальную консультацию по номеру: +79050620750 и мы с Вами проработаем в деталях не затронутые в статье темы.
Автор: Сабиров Салават Шамгунович
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru