Найти в Дзене
Шпионские страсти

Для сбора информации подходят любые методы

1960-е

СССР – США - НАТО

Сбор разведывательной информация сотрудниками спецслужб НАТО и, в частности, США вёлся по всем возможным направлениям. Однимиз направлений были встречи и беседы представителей эмигрантских организаций с советскими людьми, выезжавшими в капиталистические страны. Для проведения таких бесед в ряде эмигрантских организаций были разработаны специальные инструкции и вопросники.

Например, инструкция, которой пользовались участники ОУН-солидаристов, включала около 200 вопросов. Честь их касалась личности опрашиваемого (возраст, профессия, адрес местожительства и работы, семейное положение, семейный бюджет и т.д.). Основная часть вопросов имела разведывательный характер. Взгляды и настроение населения, отношение к политике партии, взаимоотношения между нациями и народами Советского Союза, состояние образования, состояние торговли и снабжения, положение на отдельных предприятиях и т.п.

Далеко не все ОУНовцы стали героями таких вот фотосессий. Убежавшие продолжили работу за границей. Ну и внутри страны подполье по указаниям зарубежных центров активно встраивались в партийно -хозяйственные структуры УССР
Далеко не все ОУНовцы стали героями таких вот фотосессий. Убежавшие продолжили работу за границей. Ну и внутри страны подполье по указаниям зарубежных центров активно встраивались в партийно -хозяйственные структуры УССР

Отдельные вопросы непосредственно были связаны с оценкой агентурно-оперативной обстановки а СССР (какие города известны опрашиваемому, существует ли в них специальный режим, нет ли там оборонных объектов, характеристика населения, паспортный и регистрационный режим, порядок прописки и отметки о выезде из города и т.п.).

Собранные участниками эмигрантских антисоветских центров сведения обрабатывались и передавались специальным службам государств НАТО.

Другим направлением работы спецслужб НАТО был опрос эмигрантов, выезжавших в Советский Союз. Так, эстонский эмигрант «Петерс», после возвращения в США из поездки к родственникам в СССР, был вызван в ЦРУ, и в течение трёх дней подвергался опросу о политическом к экономическом положении Советской Эстонии, настроениях населения, а также опрашивался по таким, казалось бы, безобидным вопросам, как название улиц Таллина, стоимость проезда в трамвае, маршруты троллейбусов, порядок прописки и проживания в гостиницах, и т.п.

У «Петерса» сотрудники ЦРУ отобрали все фото- и киноплёнки, сделанные ним в Эстония, и сняли с них копии.

Характер вопросов, задаваемых в ЦРУ возвратившимся из СССР эмигрантам, показывал, что американская разведка внимательно следила за изменением агентурно-оперативной обстановки в Советском Союзе, стремилась выяснить, не привлёк ли эмигрант к себе внимание органов госбезопасности СССР, не пользовался ли он привилегиями по сравнению с другими иностранцами.

Также в состав своей агентуры спецлужбы НАТО активно вербовали специалистов, выезжавших для работ на предприятиях СССР.

К примеру, в 1966 году в группе французских специалистов, работавших на азотно-туковых комбинатах в Липецке, Гродно и под Москвой, в качестве переводчика прибыл русский эмигрант «Гимнаст».

Проверка «Гимнаста» во Франции показала, что он находился в близких отношениях с главарями управления зарубежных организаций НТС Славянским, Рудченко, Хидельциным и поддерживал антисоветскую деятельность Народно-трудового союза (сокр.: НТС), хотя сам и не являлся его членом. Особенно близкие отношения связывали «Гимнаста» с Рудченко, который был известен органам госбезопасности СССР как агент французской контрразведки. С учётом этих данных органами госбезопасности СССР была начата разработка «Гимнаста», в результате которой выяснилось, что он имел задание от НТС установить связь с советским гражданином Ивлевым*и привлечь его к сотрудничеству. Также наблюдение показало, что «Гимнаст» является сотрудником французской контрразведки и в его обязанности входил контроль за поведением французских специалистов на территории СССР.

-2

В 1965 году членами НТС в Чехословакии был завербован «Врахдин» сын белоэмигрантов, родившийся и выросший в Чехословакии. Он, имея родственников в Советском Союзе, проживавших в Зауралье, периодическн выезжал к ним в гости.

После вербовки «Врахдин» использовался главарями НТС дня засылки в СССР своей литературы. В 1967 г. «Врахдин» от курьера, заехавшего в Чехословакию, получил задание НТС заехать в СССР, завербовать своего двоюродного брата, проживавшего в Тюмени, и, кроме этого, собрать информациюо положении в Тюменской области. Ему поручалось, в частности, путём личного наблюдения, бесед с братом и знакомыми добыть данные о военных объектах, настроениях среди молодёжи, особенно среди студенчества, и местной интеллигенции, и по другим вопросам.

* Ивлев до этого выезжал во Францию, где подчас высказывался с антисоветских позиций. На основании этого в НТС решили завербовать Ивлева.

(Источник: А.А. Фабричников, В.И. Мышко)