Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Теории личности - особенности взглядов З. Фрейда, А. Адлера и Дж. Келли

В психологии и психотерапии на сегодняшний день существует много подходов к терапии и работе с клиентом. И ядром этих подходов можно назвать разное отношение к личности человека, как к комплексному институту. Давайте рассмотрим три различные теории. Но для начала определим, что в теории личности выделяются следующие важные темы, которые рассматривает психология.

А именно:

-структура личности – это различные схемы, совокупность черт личности, как качеств и склонностей, здесь могут быть выделены типы личности, какие-либо категории. Например, К. Г. Юнг делил людей на две категории: интровертов и экстравертов;

- мотивация – здесь объясняется то, почему люди поступают так или иначе, в каждой теории имеется свой, именно ей характерный, подход к причинам, мотивам поступков, выборов и реагирований человека;

- развитие личности – здесь рассматриваются вопросы о том, как функционирование личности меняется в процессе движения по жизненному пути, например, от рождения до взросления;

- психопатология – в различных теориях личности в большей или меньшей степени исследуются и обосновываются отклонения в поведении и функционирование психики человека;

- психическое здоровье – исследование зрелости и самоактуализации личности;

- Изменение личности с помощью терапевтического воздействия – здесь теории личности рассматривают пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения, как достигать различных личностных изменений.

Для сравнения рассмотрим две теории

Теорию личности в классическом психоанализе З. Фрейда, теория личности в индивидуальной психологии А. Адлера и когнитивную теорию Дж. Келли, которая считается одной из предшественниц формирования когнетивно-поведенческого направления в психологии.

Тема

З. Фрейд

А. Адлер

Дж. Келли

Структура и особенности личности

Модель психики состоит из трёх уровней: сознательный (наше восприятие жизни), предсознательный (цензор, сдерживание) и бессознательный (память). Структурная модель личности: Оно (ИД), Я (Эго), Сверх-я (Супер-Эго).

Личность – единое целое, структурой личности выступает стиль жизни. В основе каждой личности лежит творческое начало. Адлер классифицирует личности по типу поведения:
- управляющий;

- берущий;

- избегающий;

- социально-полезный.

Ядром личности является понятие «конструкт» - это категории мышления, но эмоции также включены в конструкционный процесс и участвуют в нем наряду с волей, потребностями и мотивами. Конструкты объединяются в конструктные системы. Келли считает, что каждый человек настолько уникален, что какая-либо типологизация личности не уместна.

Мотивация

Влечение к жизни (эрос), влечение к смерти (танатос).

Стремление к совершенству, превосходству

Стремление человека предсказывать и контролировать те события, которые с ним происходят, стремление к истине.

Развитие личности

Особое внимание уделяется психосексуальному развитию. Выделяются следующие фазы:
- оральная (0-18/24 месяца);

- анальная (2-4 года);

- фаллическая (3-6 лет);

- латентная (5/6 – 12/18 лет);

- генитальная (от 12-16 лет у девушек, от 14-18 лет у юношей).

Главную роль в развитии личности играет сознание, социальные мотивы, социальная принадлежность. Уровень развития определяется также степенью активности, как способом решения жизненных проблем. Наивысшую степень развития достигает социально-полезный тип.

Личность развивается в связи с формированием, совершенствованием и при необходимости изменением конструктов.

Психопатология и психическое здоровье

Причиной нарушений является травматизация личности на одной из стадий развития, в следствии которой развитие задерживается или останавливается. Отложенной реакцией на травматизацию может быть доминирование защит психики, таких как вытеснение, замещение и др.

Три неблагоприятные ситуации детства – органическая неполноценность, отверженность и избалованность - могут привести к формированию ошибочного, патологического стиля жизни. Адлер говорит о межличностном конфликте, который определяется комплексом неполноценности, развивающимся в первые пять лет жизни человека из-за превосходства старших.

Личностные конструкты, прогнозы на будущее рассогласовываются с миром реальных событий.

Большинство психологических проблем личности связано с ошибочными или неуместными конструктами себя и других людей, тревога и разочарование от неподтверждения ожиданий, доминирующие среди других чувств и эмоций личности.

Терапевтическое воздействие

Психоанализ как вид самопознания, выявляющий бессознательные аспекты сознательных состояний и поведения. Использование метод свободных ассоциаций, толкования сновидений психоаналитическим методом. По средствам психоанализа высвобождение энергии, затрачиваемой на активное осуществление защит (вытеснение, замещение и др).

Понимание своего специфического стиля жизни личностью, понимание самого себя, усиление социального интереса.

Путём переосмысления сформировавшихся конструктов, изменения системы конструктов и научения новым эффективным моделям поведения, изменения фиксированных ролей, переосмысления данных ролей.

На мой взгляд в современном мире интересно практическое применение постулатов данных теорий в интегративном подходе. Взяв из каждой теории лучшее, самое эффективное для того или иного случая, для тех или иных личностных особенностей клиента, я думаю, можно достичь максимально полезного результата в личностном росте, изменении в положительную сторону функционирования психики клиента, изменения его жизненного направления в соответствии с запросом. А вы как думаете?

(Фото и текст - я, Екатерина Степанова)

Подписывайте на мою группу во Вконтакте! Скоро там буду вести эфиры, общаться и отвечать на воспросы: https://vk.com/club218188014

Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Педагог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru