Найти тему

Зооагры.

Сегодня набралась "критическая масса" информации, чтобы внимательнее рассмотреть вопрос агрессии собак к другим собакам. Поделюсь соображениями.

Для меня это - самая насущная проблема. Главная. Во всех остальных смыслах, Арья - идеальное существо: быстро обучается командам, ласковее кошки с членами семьи. Но сегодня вновь надрывалась у окна, увидев незнакомую симпатичную дворняжку. Естественно, вопрос зоо агрессии для меня - самый интересный.

Вдруг мне в голову пришла мысль: чаще всего жалобы на такую проблему я встречала у владельцев собак служебных пород. Немецкие овчарки, доберманы, ротвейлеры...

На память пришёл советский кинологический учебник из моего детства. Вот точно такой:

В детстве я залистывала его "до дыр", разглядывая картинки и фотографии, читая описания пород.

И, среди описаний, у многих служебников встречались такие характеристики: " недоверчивы к посторонним ", " агрессивны к другим собакам ".

Вспомнила - и меня осенило! Слушайте, это же элементарно! Служебные собаки, по роду деятельности, должны были быть очень ориентированы на конкретного проводника, хозяина, владельца. А вот " любовь и дружба" с собаками не входила в список обязательных "опций". Это же не охотничьи или ездовые собаки, которые часто работали стаями, группами. У тех, как раз, часто бывает наоборот: ориентация на человека имеет место быть, причëм на любого почти, но и поиграть с себе подобными - за милую душу.

И вот, допустим: среднестатистическая молодая немецкая овчарка приходит в щенячью группу. Традиционно, это происходит в 3,5-4 месяца, по окончании прививочного карантина. А у щенка, вообще-то - возраст страхов, время, когда неуклюжее чудо начинает шарахаться от всего, что не знало раньше.

-2

Конкретно Арье, в самый первый день групповых занятий пришлось пережить подход ирландского волкодава (кто знает, как выглядит эта порода - тот поймëт).

-3

Ужас моего щенка ощущался в воздухе - Арька замерла. Волкодав обнюхал "мелкоту" и спокойно удалился. Вообще, это очень достойные собаки. Только очень уж большие. Для 3,5-месячной немки, видевшей только мать и нескольких собак от мелкого до среднего размера - просто монстры. "Собаки - это страшно" - такой опыт я нечаянно дала своей собаке, у которой собаколюбие не является предустановленной опцией (она и в собственном выводке была не особо дружелюбной, предпочитая заниматься своими делами самостоятельно, такой щенок-интраверт), а возраст диктует опасаться незнакомого.

Быстро стало понятно, что готовность работать у нашей собаки имела прямую зависимость от расстояния до ближайшей собаки. Чем дальше - тем успешнее Арья усваивали команды ОКД. Как я сейчас понимаю, лучшим вариантом тогда было продолжать заниматься, сохраняя дистанцию, до окончания возраста страхов. Арья постепенно привыкла бы к наличию других собак и после пяти месяцев можно было начать постепенное сокращение дистанции. Но, дрессировщик (отличные рекомендации, много прекрасных отзывов и успешных защит ОКД) решила иначе...

В группе с нами была щенуля кане-корсо, ровесница нашей собаки. Пронзительно голубые глаза, отличные пропорции и... такой же возраст страхов. К тому же, кане-корсо была и сама по себе весьма трусовата. Но, в отличие от нашей немки, выбирала пассивную реакцию самозащиты. Почему именно этих двух собак дрессировщик решила поставить в пару? Мне понятна логика и понятно теперь, насколько она была ошибочной. Предполагалось, что Арька рядом с каником будет учиться выдержке, а каник сможет преодолеть робость. Не тут-то было!

Первый же рррррр-гав Арьи обратил "напарницу" в бегство. В собачьей голове это "эффективное поведение": я рявкнула - она ушла. Очень скоро ситуация повторилась. Дрессировщик настаивала на повторении. В итоге, наша готовилась к атаке, едва завидев кане-корсо, а кане-корсо падала на брюхо, едва увидев Арью. Многократно повторенное эффективное поведение успешно закрепляется, превращаясь в стереотип, действие не подвергаемое осмыслению, почти рефлекторное.Арья, под чутким руководством дрессировщика, начала швыряться на каждую собаку, которая приближалась к ней ближе, чем на три метра. Вскоре группа резко увеличилась и мы поняли, что места для нас там нет...

А теперь у меня вопрос: сколько щенков служебных пород, не сильно склонных к активным коммуникациям, были приведены (из лучших побуждений!) на площадку в возрасте страхов и столкнулись с нежелательными для них контактами? Кто считал? Сейчас я более чем убеждена, что абсолютное большинство зооагров - это ошибки щенячьего возраста: слишком позднее попадание в потенциально стрессовую среду (социализация щенка происходит до трех месяцев, потом можно собаку только адаптировать), спешка (после опоздания) владельцев/дрессировщиков в сближении с сородичами и создание многократных ситуаций для проявления агрессии.

В случае с многими щенками служебных пород эти ошибки могут оказаться критичными.

Что с этим делать? Скоро буду рассказывать и показывать на практике.