Для начала поговорим об ошибках в выборе репетитора. Если бы я постоянно их не видел, не стал бы об этом писать так подробно. Но факты вопиют, а практика плачет. Поэтому давайте начнем. По порядку.
Первая ошибка — выбор по цене.
Поиск репетитора – не тот случай, когда копейка рубль бережет. И не тот, когда дороже = качественней. Вредный совет — открыть «Авито» и выбрать самого дешёвого. Разберем и «дешевых» и неоправданно дорогих репетиторов.
Пара слов о репетиторах, которые ставят низкие цены.
Даже тем, у кого финансовые трудности, не стоит так рисковать – нанимать дешевого репетитора. Когда денег мало, особенно важно грамотно ими распоряжаться, чтобы каждый рубль давал отдачу и ни один не был потерян.
Люди, которые работают на совесть и за идею, в природе встречаются. Однако исходя из моего опыта, скажу – репетиторы чаще всего берут слишком дешево потому, что не способны набрать себе учеников. И привлекают к себе внимание демпингом. Поэтому, если выберете по цене - рискуете взять слабого репетитора.
Не менее неэффективная стратегия – открывать profi.ru и нанимать самого дорогого.
Некоторые репетиторы сначала развивают навыки самопрезентации. А потом применяют их, чтобы брать необоснованно дорого. Но учат и готовят к ЕГЭ, скажем так, по-разному. Кто-то из них может оказаться хорошим профессионалом, но будет ли стоить его профессионализм таких денег? Высокая стоимость услуг не является гарантией профессионализма.
Чтобы распознать таких репетиторов и не переплачивать, читайте далее. Я дам рекомендации.
А пока поделюсь одной мыслью: «Если человек слишком красиво говорит — возможно, он профессионал именно в этом»😊.
Вторая ошибка — выбор по регалиям (понтам).
Статус - преподавателя/выпускника престижного ВУЗа, кандидата наук, профессора и так далее – штука клевая. Сама по себе, при прочих равных. Но в контексте преподавания не всегда обладает большой ценностью.
Приведу пример. Как-то раз к одному моему знакомому, директору фитнес-клуба, пришёл соискатель на вакансию тренера. По нему было видно, что он культурист, занимался спортом давно и серьёзно. На собеседовании этот культурист рассказывал о том, где он выступал, какие веса поднимал, в каких соревнованиях участвовал.
Директор выслушал и задал профессиональные вопросы - по анатомии, питанию, схемам тренировок. Соискатель поплыл. Директор задал последний вопрос: «У вас есть тренер?». Он грустно ответил: «Да». Директор подвел итог: «Вот он, по всей видимости, хороший тренер. А вы — хороший спортсмен. Но не тренер».
Мораль истории: глубина знаний — не самая главная компетенция преподавателя. Главная компетенция – способность понимать ученика, и обучать.
Любой вменяемый преподаватель, который говорит, что готовит к ЕГЭ, будет знать школьную программу на достаточно высоком уровне. В противном случае он – мошенник. Но на рынке таких мало – шила в мешке не утаишь😊.
Вывод из этого следующий: чаще всего звания и регалии репетиторы используют чтобы обосновать высокую цену. Недостаток знания школьной программы среди репетиторов – редкое явление.
Статус преподавателя некоторое значение имеет, но не должен быть главным критерием выбора.
Третья ошибка — отдавать предпочтение репетиторам с педагогическим образованием.
Скажу прямо и честно. В педагогическом ВУЗе я не учился. И никогда не собирался. По ряду причин. Например, проходной балл в большинство таких учебных заведении низкий. Многие идут туда не чтобы стать крутыми педагогами, а потому что не прошли в те вузы, в которые хотели поступить. И вообще, большой ли процент среди школьных учителей хороших профессионалов?
О причинах сего грустного явления я напишу отдельную статью. Вкратце – у репетиторов условия труда явно предпочтительней. По самым разным критериям. И многие хорошие школьные учителя, рано или поздно становятся репетиторами и уходят из школ.
Грустно, но факт. Если бы я был министром образования, я бы изменил ситуацию в отрасли. Но на данный момент моя сфера ответственности – проект «ЕГЭ Чемпион». И мои ученики. И их баллы на ЕГЭ😊.
Четвёртая ошибка - выбирать «волшебников».
Среди представителей практически всех «помогающих» профессий - врачей, тренеров, психологов, и конечно же, нас, преподавателей, встречаются «волшебники». Те, кто говорят, что открыли секрет и знают рецепт «волшебства»: как из любого не замотивированного/отстающего от программы ученика сделать гения за пять занятий, за две недели подготовить к ЕГЭ по математике на 90 баллов, за 5 дней выучить японский язык, вылечить рак содой. И т.д.
Я не люблю заниматься критикой. Особенно, своих коллег. Но эти – «волшебники» - мне не коллеги. Для меня они непорядочные конкуренты, и нехорошие люди.
Благодаря таким недобрым волшебникам (похожим порой на порядочных людей и специалистов), люди перестают верить обычным преподавателям. А иногда и врачам, когда доверяются волшебникам от медицины, бедный Стив Джобс.
За это мы их и не любим.
Способности людей к предмету, как и мотивация, сильно разнятся. Кому-то что-то даётся легко. Другому это же будет большим достижением. И наоборот.
Поэтому, не видя человека, не зная его способностей и мотивации, говорить об успехах можно лишь с очень большим приближением.
Как распознать волшебника? Очень часто смысл их слов сводится к тому, что все вокруг идиоты, «…а вот я вам расскажу такое, чего не знает никто» и «…мои результаты несопоставимо выше, чем у остальных». Отмечайте такое.
Вывод простой: думайте своей головой. Пусть вера в сказки и в волшебников остаются у всех нас в детстве. Легкие пути = бесплатный сыр в мышеловке.
Пятая ошибка. Выбор по отзывам.
Отзывы читать нужно. Но делать это стоит с умом. И выводы из них делать стоит правильные. Глупо будет принимать за чистую монету отзывы с личного сайта специалиста. Как думаете, почему?
Для начала, у себя на сайте можно написать всё что угодно. Даже неправду.
Но не будем о грустном. Даже если все отзывы на сайте правдивы, не исключено, что данный специалист просто выбрал из всех отзывов лучшие.
Более-менее объективны отзывы на крупных площадках для поиска репетиторов таких как «Профи.ру» и «Ассоциация репетиторов». На них у репетитора нет возможности писать что-либо от себя или прятать негатив.
В любом случае, адекватно оценить качество обучения родителям может быть затруднительно – трудно выбрать главный критерий. Если таким критерием выбрать оценки, то оцениваемый может ими, прошу прощения, подмухлевать😊.
Минутка моего экспертного мнения.
Если репетитор на своих занятиях будет делать с учеником его школьные домашние задания и объяснять ему его текущую школьную тему — оценки у ученика, конечно, улучшатся быстрее. Но будут ли это его оценки? И даст ли такой подход пользу? Отчасти.
Но ни один профессионал без настойчивой просьбы родителей такого делать не должен.
Репетитору следует выявлять наиболее актуальные для конкретного ученика темы и подтягивать именно их. Лично я, на подобные просьбы родителей, отвечаю следующим образом: «Если вы настаиваете, соглашусь. Но я категорически не рекомендую этого делать — это существенно снизит эффективность наших занятий. У ученика есть пробелы в таких-то и таких-то темах. Сейчас лучше заняться ими».
Если отзыв связан с результатом на экзамене — он будет более достоверным показателем профессиональных качеств репетитора. Но и он не стопроцентный - способности и мотивация у всех разные. А значит, результат на экзамене далеко не полностью заслуга/вина репетитора. Для кого-то 40 баллов – большое достижение, а для кого-то и 80 – провал.
На что же всё-таки обращать внимание, изучая отзывы?
Высокий процент положительных отзывов, хоть и не является стопроцентной гарантией профессионализма репетитора, но, как минимум, говорит об обаянии репетитора - о том, что он нравится людям и неконфликтен, что важно.
Второй совет — обращайте особое внимание на детали. Из них, часто, многое становится понятно. О подходе репетитора, о некоторых его психологических особенностях. И так далее.
А теперь о том, как же выбрать репетитора – советует ЕГЭ Чемпион
В первую очередь, ключевая компетенция репетитора - умение обучать, доносить свои мысли.
Для этого он должен уметь говорить просто. Даже о сложных вещах. Если репетитор не умеет говорить просто и склонен усложнять, даже ради точности формулировок — это не ваш репетитор. Если наоборот — хороший знак.
Важны гибкость в последовательности подачи информации (чтобы понимал, какую тему в данный конкретный момент подать ученику, а не просто следовал по учебнику) и умение расставлять приоритеты (отделять главное от второстепенного).
Очень важная составляющая любого обучения - мотивация.
О ней можно говорить долго. Здесь я ограничусь главным. Мотивация напрямую зависит от понимания, как применить это знание/умение себе на пользу. Поэтому обучение на конкретных образах намного более эффективно, чем обучение с помощью абстрактных вещей – формул, определений, понятий.
Позвольте мне шуточный пример. Представьте себе среднестатистического алкоголика. Что будет, если спросить у него, что больше - две трети или три пятых? Он покрутит пальцем у виска и скажет: «Я те чё, умный? Спроси чё попроще, братан». А вот если у того же самого алкоголика спросить, что лучше - две бутылки водки на троих, или три бутылки водки на пятерых, то шансов, что он найдет правильный ответ, гораздо больше.
Поэтому хороший преподаватель должен быть преимущественно практиком, а не теоретиком. Давать материал он должен с помощью максимально простых и понятных образов. Он должен быть способен ответить на вопрос, зачем нужен его предмет, как и где его использовать.
Пара важных моментов, на которые стоит обратить внимание при первом телефонном разговоре.
Репетитор должен в первую очередь задавать вопросы и интересоваться целями обучения, а уже во вторую говорить о своих методиках, и о том, на что стоит делать упор — исходя из целей ученика, а не наоборот.
Следующее. Рассказывая о себе, он не должен говорить стереотипными фразами типа «индивидуальный подход», «настроен на результат», «улучшение оценок», и так далее. Я, например, в первом телефонном разговоре с родителями/учениками говорю о том, что умею объяснять сложные вещи простым языком, а абстрактные понятия с помощью конкретных примеров. Делаю упор на доступность изложения, а не точность формулировок. Другие репетиторы могут говорить что-то свое, но должны объяснять свою методику и отражать свой опыт.
Если я говорю об индивидуальном подходе, то объясняю, в чём именно он проявляется. Например, в том, я для объяснений, по мере возможности использую те образы, которые понятны ученику, связаны с его интересами и увлечениями.
И шире, если репетитор в разговоре говорит что-то о своём подходе явно от себя, оригинально и нешаблонно, — значит у него уже есть достаточный опыт и своя методика, отличная от проторенной дороги школьного учебника.
Последнее, о чем я бы хотел сказать в данной статье. Крайне важный маркер в пользу наличия достаточного опыта — осторожность в суждениях, отсутствие категоричности.
Об этой черте могут говорить такие фразы как: «возможно», «я бы предположил», «скорее всего», «наверное», «судя по тому, что вы сказали», и так далее. Кому-то может показаться, что эти фразы говорят о неуверенности, но излишняя необоснованная уверенность — явно не качество профессионала. В любом случае, первый телефонный разговор редко даёт основания для стопроцентной уверенности.
Среди всех факторов, которые я упомянул, сложно выделить один главный. Но их совокупность, без сомнения, говорит о профессионализме репетитора. Будьте внимательны, помните, что я рассказал, и вы найдете своего. На рынке не мало настоящих профессионалов. Надеюсь, что я – один из них. Ваш «ЕГЭ Чемпион».