Найти тему
Николай Утешев

История ВМФ. Загадки прошлого. Гибель линкора "Новороссийск". Что это было - мина или диверсия? Часть 2

Всем привет!

29 октября 1955 года от мощного взрыва перевернулся и затонул флагман Черноморского флота линкор Новороссийск. В тот же день в два часа пополудни в Севастополь прибыла Правительственная комиссия для выяснения причин гибели корабля. Её возглавлял В.А. Малышев - заместитель Председателя Совета Министров СССР.

В состав комиссии вошли: и.о. Главкома ВМФ адмирал C.Г. Горшков, зам. министра судостроительной промышленности Б.Е. Бутома, инструктор ЦК КПСС А.З. Шилин и 1-й зам. председателя КГБ К.Ф. Лунев.

-2

Кроме того, в Крыму тогда отдыхал Н.С. Хрущёв. Нет сомнения, что он направлял работу комиссии в нужную сторону.

И выводы её были таковы - линкор подорвался на донной неконтактной мине типа RMH или двух минах типа LMD, оставшихся в гавани со времён войны.
Суммарную мощность взрыва определили как 1200 кг тротила.

Донные неконтактные мины LMD (LM - LuftMinen) сбрасывались с самолётов в период обороны Севастополя в 1941-42 годах. Вес взрывчатого вещества в них составлял 696 кг. То есть, две мины имели суммарную мощность 1392 кг.

Источник allmines.net
Источник allmines.net

Ещё более мощными были мины RMH (Regulaere-Mine H). Ими минировали гавани и порты, которые немцы оставляли противнику. Значит, использовали их при эвакуации из Севастополя в апреле-мае 1944 года.

В этих минах было чуть больше 907 кг гексонита, что в тротиловом эквиваленте составляло 1252-1316 кг. То есть - одна RMH по мощности равнялась двум LMD.

Источник iz.ru
Источник iz.ru

Так что взрыв двух LMD или одной RMH как раз соответствовал и даже несколько превышал мощность 1200 кг тротила, которую определили специалисты комиссии.

В пользу минной версии говорит и то, что после катастрофы тралением были обнаружены 17 подобных мин, три из которых находились в радиусе 50 м от места гибели линкора.

Всё это подтверждает официальную версию. А вот что противоречит ей.

Чтобы насквозь пробить линкор от днища до верхней палубы, 1200 кг тротила мало.
17 октября 1945 крейсер "Киров" подорвался на донной мине, лежавшей на глубине 21 метр. Её мощность была 910 килограмм тротила. Такой взрыв не смог даже пробить днище крейсера - только сделал на нём вмятину, погнул киль и пустил трещины по корпусу.
Да ещё разошлись два листа обшивки, и между ними образовалась щель. После годичного ремонта крейсер снова вернулся в строй.

А теперь сравним это с подрывом Новороссийска, где глубина была не 21, а 47 метров, и взрыв пробил корабль насквозь.

Эксперт Технического управления Черноморского флота Соколова сделала свой расчет, который показал, что для пробития всех палуб линкора необходимо около 5 тонн тротила.
Вот так - не 1.2 тонны, а пять.
И это при размещении заряда непосредственно у днища. А при размещении на дне, требовалось уже 12,5 тонн.

Из свободного доступа в Сети
Из свободного доступа в Сети

Так что минная версия только по одному этому показателю трещит по швам. Но для пущей объективности рассмотрим и другие Pro et Contra официальной версии.

ЗА: Новороссийск не был интересен НАТО как цель для диверсии. Этот старичок доживал свой век и годился только в утиль.

ПРОТИВ: На тот момент линкор был самым мощным советским боевым кораблём. К тому же, его планировали оснастить снарядами с ядерной начинкой. Калибр орудий вполне позволял это сделать.

В НАТО наверняка знали об этих планах. И тогда линкор становился для них уже не дряхлой посудиной, а грозным носителем ядерного оружия.

МАТРОС ЮРИЙ УТКИН В СТВОЛЕ ОРУДИЯ ГЛАВНОГО КАЛИБРА НОВОРОССИЙСКА. Источник фото for-ua.info
МАТРОС ЮРИЙ УТКИН В СТВОЛЕ ОРУДИЯ ГЛАВНОГО КАЛИБРА НОВОРОССИЙСКА. Источник фото for-ua.info

ЗА: В хорошо защищённую Севастопольскую базу диверсанты просто не могли проникнуть, тем более - доставить туда необходимую для диверсии взрывчатку.

ПРОТИВ: Севастопольская гавань вообще не была защищена - заходи кто хошь. В Северной бухте по сокращению штатов были сняты посты наблюдения, и противолодочные сети не загораживали вход. А дозорный корабль был отправлен в район Бельбека и вернулся только на следующий день после трагедии.

Теперь о самих донных минах. Как мы уже выяснили, лежали они на дне не менее 11 лет. А их аккумуляторные батареи рассчитаны на срок службы максимум 9 лет. И все поднятые в 50-х годах мины имели уже разряженные батареи. В том числе и те, что были подняты в районе якорной стоянки линкора. Так что активировать в них взрывной механизм было нечем.

Есть мнение, что линкор своим якорем зацепил мину, что привело к её взрыву. Даже если и так, то она взорвалась бы сразу, а не спустя несколько часов.

Но если не донная мина, тогда что стало причиной взрыва? Или - кто?

Во время 2-й мировой войны в составе военно-морских сил Италии успешно действовало подразделение 10-я флотилия MAС, которую с 1943 года возглавлял принц Юнио Валерио Боргезе, прозванный Чёрным принцем.

Из свободного доступа в сети.
Из свободного доступа в сети.

В апреле 1945 года флотилия была расформирована, а самого Боргезе осудили на 12 лет заключения. Но в 1949 году его освободили досрочно.
После передачи линкора "Джулио Чезаре" в СССР, ярый антикоммунист Боргезе якобы поклялся, что под советским флагом этот корабль долго ходить не будет. Так что были желающие уничтожить линкор. И опыт в таких делах у них тоже был.

Во время войны флотилия потопила или повредила 23 судна противника. Наибольшего успеха подводные диверсанты добились в ночь на 19 декабря 1941 года. Шесть боевых пловцов, располагая примитивным снаряжением, сумели подорвать два британских линкора и крупный танкер.

Так что взорвать Новороссийск с уже более современным оборудованием они бы сумели. Но как можно было доставить к линкору 5 тонн взрывчатки?

А может её и не надо было доставлять, и она была заранее заложена в корпус корабля? При его модернизации в тридцатых годах итальянцы надстроили нос на 10 метров.

В месте сопряжения старого и нового носа был полый объем в виде наглухо заваренной цистерны. В ней и могли разместить взрывчатку.

-8

В марте 1949 года, после прихода линкора в Севастополь, командир трюмной группы Юрий Лепёхин делал осмотр трюмов. И на 23 шпангоуте обнаружил отсек, наглухо закрытый переборкой. Три выреза в ней были заварены. Видно, что сварка была недавняя по сравнению со швами на переборках.

Лепёхин доложил об этом командиру, однако никаких мер по этой информации не приняли. Очень возможно, что за этой переборкой и была заложена взрывчатка в период подготовки линкора к передаче в Советский Союз.

На внутренний взрыв указывают и свидетели, утверждавшие, что на корабле после взрыва ощущался сильный запах взрывчатки. А это возможно только при взрыве в воздушной среде, то есть внутри корпуса линкора. Подводный взрыв запаха не даёт.

Мощный взрыв в корпусе «Новороссийска» выжег весь кислород в отсеке, образовав вакуум. Создалась разница внутреннего и внешнего давлений, при которой хлынувшие потоки воды загнули зазубрины пробоины внутрь. И кроме того, осадка линкора была около 10 метров. А это значит, что в районе киля добавлялась ещё одна атмосфера с внешней стороны корпуса.

Сочленение старого и надстроенного носа линкора находилось в близости к арт.погребам носовых башен. И при детонации боекомплекта на воздух взлетел бы не только линкор, но и стоящие рядом крейсера.

Из свободного доступа в Сети.
Из свободного доступа в Сети.

А как активировать взрывчатку внутри корпуса? Ведь для её детонации необходим мощный внешний заряд.

И тут сторонники диверсии либо съезжают с темы, либо начинают фантазировать о человеко-торпедах либо подводных лодках для доставки заряда.

А зачем его вообще доставлять, если дно бухты усеяно минами. Заранее найти одну из них и в нужное время подтянуть её под днище линкора. И на этой мине установить детонатор с часовым механизмом. Всего то делов. Это не такая уж сложная задача - с ней легко справятся всего несколько аквалангистов.

И вот что ещё интересно. За неделю до катастрофы „Новороссийск“ в составе эскадры стоял в Донузлаве, на северо-западе Крымского полуострова. И вдруг корабли по тревоге срочно перевели в Севастополь.

Причина в том, что при облёте прибрежной полосы лётчики заметили на небольшой глубине субмарину. Доложили об этом командованию. И получили ответ, что вблизи Донузлава наших подводных лодок нет. Тогда сделали повторный вылет, но лодку не обнаружили. Решили, что летчикам померещилось.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА. ВИД С САМОЛЁТА Источник фото forum.aviaskins.com
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА. ВИД С САМОЛЁТА Источник фото forum.aviaskins.com

Странный вывод. Субмарины всегда уходят на глубину, видя, что их обнаружили. А если лётчикам померещилось, тогда зачем в срочном порядке уводить в Севастополь эскадру?

И в заключение как вишенка на торт сторонникам диверсии. Вскоре после гибели Новороссийска в Италии группу морских офицеров наградили боевыми орденами. Все они были военными водолазами.

Вот такие дела творились тогда на Черноморье. Всем удачи!

P.S. Первая часть рассказа по ссылке https://clck.ru/33U55Y