Один главред такое письмо мне прислал в связи с посылкой ему текста к 85-летию Высоцкого:
«Эту статью публиковать не буду. Слишком уж она высосана из пальца, и непонятно, к чему написана. Сомнения мои поверхностны, образовались за 5 минут. Глубже копать опасаюсь, что впечатление ещё ухудшится.
1. Из объёмного и, вроде бы, довольно обстоятельного исследования Свиридова взяты «первые процитированные слова Высоцкого» и «Второй пункт в списке литературы», из чего делается внезапный перескок на слово «устав» и приводится странная мысль некоего Владимира Конакова с самиздатовской страницы о том, что:
2. у него «На памяти слова» и «Существует в молве вопрос зрителя» о якобы ответе Высоцкого на вопрос об уставе, мол, это про ООН. А то, что если это и было (а было ли? Источник не назван, имена свидетелей не названы), Высоцкий мог и отшутиться, чтобы его не привлекли, как-то не учитывается.
3. Кто такой этот Конюков? Никто. Откуда он всё это взял? Из «памяти» и из «молвы».
4. Зачем постоянно ссылаться на Википедию? Это моветон. Ссылайтесь на справочники, словари, исследования. Вы разве не знаете, что сама Википедия ссылается не на научные данные, а на публикации в прессе? Это не достоверный и предвзятый источник информации.
5. При чём тут левизна, если про ООН домыслы? Что и чем объясняется в статье? Ничто и ничем.
В общем, Соломон, давайте посерьёзнее эту тему расковыряем, без Википедии и Конюкова. Хотя бы пяток свидетелей и ссылок на источники приведите и объясните логику своих рассуждений: от чего идёте и к чему приходите».
Ну а я со своей привычкой с художественными произведениями лезть в подсознание автора через странности текста для времени своего создания, - я решил за отрицательное отношение главреда в словах: «Из «памяти»», «странная мысль» и «внезапный перескок», - сделать вывод о скрытом смысле в нехудожественном произведении – письме.
Главное: «странная мысль». А она не странная, а просто не разжёванная для нынешних глупых: враг (капиталистические страны, голосующие в ООН за липовые права человека) моего врага (СССР, лжесоциалистического) есть мой враг тактически. Из чего следует левизна (антикапитализм) диссидентства Высоцкого. До удивления забытая после 60-х годов, когда для знакомых с тогдашним движением КСП (клубы самодеятельной песни) она лежала на поверхности: правый Галич левым был злейший враг. Из того, что и тем и другим приходилось прятаться от КГБ (диссиденты ж), собираясь на свои слёты (совместные), и из-за последовавшего предательства Окуджавы и других бардов и перехода их из левых в правые, мысль о правизне авторской песни постепенно утвердилась и иррдиировала и на Высоцкого. И мысль, что он левый стала «странная мысль».
А тогда можно тупить («внезапный перескок»), и не доверять «памяти» Конюкова, и оскорбляться за Свиридова, что из его огромной мутной для простых людей диссертации взято понятное предложение.
Особо хочется отбиться от неприменения «Википедии». – Вот главная причина целесообразности пользования ею.
«Данный сайт является отличным источником для ознакомления с новой темой, введением в нее. При столкновении со сложной взаимосвязью объектов исследования, этот ресурс можно использовать для быстрого понимания сути вопроса, чтобы впоследствии изучить полученную информацию на более проверенных и специализированных источниках» (https://dnsis.ru/poleznoe/vikipediya-v-kachestve-istochnika-citirovaniya-stoit-li).
Мои статьи не научные, а научно-популярные. Я претендую лишь на эвристическую ценность каждой. Моя цель – научить читателя думать, а не бездумно поглощать информацию. Для меня самого каждая статья есть новость. Я никогда не интересовался нюансами вокруг ООН. Зачем мне искать ООН-овские первоисточники об итогах голосования? Когда исчезающе мала вероятность, что из каких-то злых побуждений кто-то внесёт в Википедию ложь на эту тему.
И вот он, отвергнутый текст.
А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым диссидентом. И был у меня в загашнике непрочитанный текст «Глава 3. Эволюция пространственности в творчестве В. Высоцкого» (http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/sviridov-struktura-prostranstva/evolyuciya-prostranstvennosti.htm), из диссертации Свиридова 2003 года. Никак не мог заставить себя читать эту сухомятку. Но к чему нужда не принудит… Тем паче 2003 год. Вероятнее всего, что от Свиридова левизна диссидентства ускользнула, как и от большинства моих «знакомых».
Попробуем.
Первые процитированные слова Высоцкого такие: ««Только, чур, меня не приплюсуйте: / Я не разделяю ваш устав!» (2, 18)».
Отлично: я не знаю этого текста.
Вторым по списку литературы является «Высоцкий В. С. Сочинения: В 2 т. — Изд. 9-е, испр. — Екатеринбург: У-Фактория, 1997. — Т. 1–2.».
Какой-то шанс есть, что либералы (назовём так тех, кто считает Высоцкого правым) всё для правизны в тексте Высоцкого подправили к 1997 году. А именно – «устав» сделали с маленькой буквы и ООН убрали.
Дело в том, что у Высоцкого буква была большая и нарушена рифма (https://stihi.ru/2017/01/06/4420):
Подымайте руки, в урны суйте
Бюллетени, даже не читав, -
.
Помереть от скуки!
Голосуйте,
.
Только, чур, меня не приплюсуйте:
Я не разделяю ваш Устав ООН!»
1966 г.
Я проверил:
«Формы голосования
Правило 8742 [127]
а) Голосование в Генеральной Ассамблее обычно проводится поднятием рук или вставанием…» (https://www.un.org/ru/ga/about/garules/12.shtml).
«Междунаро́дный пакт о гражда́нских и полити́ческих права́х — пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года… Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР [только] 18 сентября 1973 года» (Википедия).
При голосовании по Всеобщей декларации прав человека от 1948 года вообще «Белорусская ССР, Украинская ССР, Союз ССР, Чехословакия, Польша, Югославия, ЮАС и Саудовская Аравия воздержались» (Википедия).
Ибо не было мероприятий для осуществления прав.
Высоцкий прореагировал как ненавистник пустой дерьмократии большинства стран, которые были капиталистическими и тем тактически, так сказать, солидаризировался с СССР с его пусть и лже-, но социализмом, который надеялся исправить до настоящего социализма, с отмирающим государством. Тем паче, что в 1966-м был уже достигнут ядерный паритет, и принципиальная надобность в тоталитаризме исчезла.
А что пишет Свиридов по поводу этих стихов?
«Интеллигентская среда 60-х годов, в которой сформировался Высоцкий-поэт, подчеркивала и соблюдала свой маргинальный, оппозиционный статус… Отсюда и ее интерес к блатной песне…».
Оппозиция чему? Понимай, советской власти. Тогда как на самом деле омещанивающемуся народу, рядом с которым даже воры выглядели романтиками.
Все — от нас до почти годовалых —
Толковища вели до кровянки,
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки.
.
Не досталось им даже по пуле,
В «ремеслухе» — живи да тужи:
Ни дерзнуть, ни рискнуть… Но рискнули
Из напильников сделать ножи.
1975
Я тоже был стихийный левый шестидесятник. И потому я был против советской власти и коммунистов, предавших коммунизм. И потому не ходил на собрания, на демонстрации и на всенародные голосования. То было в Литве. Там сквозь пальцы смотрели на мою фронду. Я ценился как специалист. Нет, на меня настучала сотрудница, и куратор из КГБ предложил меня уволить по собственному желанию. Но меня слабо гнобили, и я не уволился. А когда началась национальная контрреволюция, меня позвали в неё как своего. Как и Высоцкого, либералы назначили разрушителем СССР. Но он был уже мёртв, возразить не мог, а я мог. Я и возразил: «Путаете, ребята! Вспомните, за что был Христос? – За коммунизм».
«…и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деяния 4:32).
.
Черновика трёх двустиший, процитированных, нет, и автор статьи, Конюков, вывел ООН и малую букву в слове «устав» всего лишь из: своей памяти, как он слышал с тогдашней магнитофонной ленты (1), из даты (2) и духа преобладавшей тогда в движении авторской песни левизны (3), в котором я убедился лично через три года после 1966-го (4). Мне этого хватило, чтоб поверить автору статьи. Тем паче, что его мнение совпадает с выводами всех моих разборов творчества Высоцкого (5).
25 января 2023 г