Найти тему
Логопед Анна Полякова

Алалия или аутизм, как определить.

Думаю, многие мамы особых детей задаются вопросом, что же с ее ребенком. Если это Алалия с сенсорным компонентом, то недуг можно преодолеть, выйти из него и жить полноценной жизнь, а вот с аутизмом прогноз совсем не такой радужный. Как же отличить одно заболевание от другого, если их симптомы так похожи.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

При сенсорной алалии и аутизме наблюдается

1 Стереотипное поведение по типу крылышек, кружений. Это происходит из-за потери чувствительности в теле, и недостатке сенсорной информации для организма, на фоне нарушений в работе мозга.

2 Отсутствие реакции на обращенную речь, малыши обоих недугов могут не отозваться на собственное имя.

3 Отсутствие собственной речи, либо ее задержка до уровня эхолалии.

4 Стремление к упорядоченности, выстраивание игрушек в ряд, любовь к математике. Попытка найти хоть какой-то порядок в сложной действительности.

5 Истерики и нежелательное поведение при отсутствии понимания желаний ребенка со стороны взрослого. Малыш может лечь на пол и зайтись слезами. Расшатанная нервная система.

6 Неустойчивость внимания, быстрая утомляемость.

Схожего очень много, но есть и существенные отличия.

1 Первое- это причина вызвавшая данный недуг. Сенсорную алалия в основном возникает, как следствие нарушении работы мозга под действием различных факторов. Менингит, внутриутробная асфиксия, ВЖК или ишемия в родах, инфекции на этапе беременности. Как правило, данные проблемы легко можно отследить по картине МРТ. Генетика редко становится причиной, вызывающей алалию, а вот для аутизма она обычное дело.

2 Сенсорной алалии не свойственны откаты в развитии. При данном недуге дети изначально развиваются с сильной задержкой. Речь если и появляется, то не более чем слоговая структура в основном без привязки к предмету (на форне моторной алалии, что часто идет рядом с сенсорной она может пропасть, но затем ее легко вернуть логомассажем). Сенсорные алалики не уходят в себя на этапе фразовой речи, у них не бывает разительного регресса. Обычно данные малыши планомерно по кирпичику восстанавливают сначала слуховое восприятие, а затем и речевую функцию, тем самым оставляя свои проблемы позади.

При аутизме откат может случиться в любой момент, даже говорящий предложениями ребенок, замолчит и уйдет в себя. Данный механизм свойственен нарушению обменных процессов на фоне генетической аномалии, когда в момент обострения нарастает патологическа эпилептическая активность, вызывая психические откаты.

3 Сенсорные алалики больны из-за объективных соматических причин. Их уши здоровы и должны слышать и воспринимать речь, однако, мозг пострадал и мешает процессу обработки звукового анализатора. Таким образом вместо привычной нам речи подобные малыши слышат белый шум, работа логопеда направлена на нормализацию слухового восприятия. Механизм аутизма выглядит совершенно иначе. Данные дети прекрасно слышат и понимают речь, но под действием внутренних психических факторов не стремятся вступать в контакт, часто это проявления формируются по типу разнообразных фобий, приводящих к желанию внутренней изоляции, под действием их малыши перестают реагировать на окружающую действительность.

4 Последний, но наиболее важный пункт. Сенсорные алалики, не смотря на свой недуг, очень контактны, они стремятся к общению, если не голосом, то жестами пытаются передать свои мысли. Следят за мамой и ее реакциями, стараются действовать по ситуации. Часто о таких детях ошибочно говорят понимание речи на бытовом уровне, понимание в данном случае есть не всегда, но ориентироваться в бытовых ситуациях ребенок научился. Чтобы понять сенсорного алалика представьте, что Вы не различаете речь, но при этом стараетесь хоть как-то исправить свое положение и найти способы контакта с миром.

Дети с аутизмом совсем иные, они не стремятся к общению. Их не интересуют окружающие. Такому ребенку часто безразлично с родственником его оставили или с чужим человеком. Данный малыш никогда не будет следить за лицом мамы, чтобы понять, как ему реагировать, плакать или смеяться, интонация речи и тэмбор голоса для них так же пустой звук. Это дети в своем мире и на своей волне.

К сожалению, при длительных задержках в развитии как на алалию, так и на аутизм накладывается отпечаток вторичных психических задержек- умственной отсталости. Дети приобретают свойственные УО черты, в зависимости от глубины ее выраженности. Они могут страдать излишней наивностью, испытывать трудности в построении отношений, задерживаться в обучении.

Прогноз по сенсорной алалии всегда более благоприятный. Причина, как Вы уже догадались, в отсутствии тех самых откатов в развитии, свойственных аутизму. Многих сенсорных алаликов удается полностью компенсировать и вывести в жизнь. Порой во взрослом возрасте о алалии уже никто и не вспоминает. С аутизмом осуществить подобное практически не возможно. Даже при хорошей работе и прогнозах, человек с данным недугом может вновь уйти в себя и растерять все имеющиеся навыки.

Аутизм и алалию на раннем этапе отличить достаточно сложно, и недуги часто путают. Приписывая алалии атипичный аутизм. Для выстраивания правильной реабилитационной модели, важно знать причины и принципы формирования детских нарушений, чтобы суметь их преодолеть в будущем.

Дополните статью возникшими по данному вопросу мыслями в комментариях.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.