Найти тему

Фильм А. Прошкина «Чудо». «Стояние Зои» и его киновоплощение

Это вторая часть моей статьи, посвященная истории о самарском чуде 1956 года и о фильме, снятом режиссером А. Прошкиным по ее мотивам.

Первую часть статьи можно прочитать по ссылке ниже.

Поступок главной героини фильма (в кино ее зовут не Зоя, а Татьяна), решившей вместо жениха потанцевать с иконой Николая Угодника и смеющейся над предостережениями друзей, словно переполняет чашу терпения, и происходит Чудо… Татьяна застывает с иконой в руках. И ее стояние в течение 128 дней как знак Божий, предупреждение всем людям, призыв к покаянию.

Но внемлют ли ему люди?!

Одни испытывают поистине мистический ужас перед случившимся и в страхе разбегаются, другие (как начальник местных органов внутренних дел или врачи скорой помощи) поражены осознанием своего бессилия перед страшной «болезнью», поразившей несчастную. И только немногие способны увидеть в этом событии Высший смысл.

Остается до конца не понятным, обрел ли этот духовный смысл Николай Артемьев – тот самый долгожданный и так и не пришедший в дом Татьяны гость.

Человек глубоко одаренный, умный, образованный, он полон внутреннего отчаяния перед бессмысленной хаотичностью жизни.

Он, как и многие, ощущает свою ненужность окружающему миру, который ждет от него не высоких поэтических прозрений, а нелепых фельетонов и статей об успехах в сельском хозяйстве. Безверие и внутренняя расколотость героя приводят его к разгулу страстей, к бесконечной череде прелюбодеяний, порождающих ложь и лицемерие.

Отчасти выйти из этого заколдованного круга ему помогает соприкосновение с Чудом.

Николай уходит из ненавистной ему газеты, находит силы для честного объяснения с женой. Но продолжит ли он свой путь к Истине или так и будет всю жизнь блуждать в коридорах полутьмы – остается неизвестным.

Еще более сильное духовное потрясение от увиденного чуда обретает о. Андрей – священник закрывающегося властями храма.

-2

С позиции сегодняшней религиозной свободы трудно до конца представить себе положение этого человека, всю жизнь преследуемого за свои убеждения. Ради спасения храма и обеспечения своей семьи о. Андрей вынужден сотрудничать с безбожной властью. Постоянная необходимость идти на компромисс с собственной совестью делают его внешне жестким и неприступным. Однако именно этот герой, обращаясь к своему сыну, произносит важнейшие для художественного замысла фильма слова:

«Каждый выбирает свой крест. Или быть распинаемым вместе с Христом, или стоять рядом и наблюдать, как распинают другого».

И сам о. Андрей несет в себе все страдания первого пути.

Есть в кинофильме и те герои, которые явленного Чуда и вовсе не видят, ослепленные созданными человеком утопическими идеями. Таким, на наш взгляд, предстает перед нами руководитель государства Н.С. Хрущев.

-3

Появившись в доме, в котором уже несколько месяцев стоит окаменевшая женщина с иконой в руках, генсек поражается лишь хитроумной «каверзе» церковников-реакционеров, даже здесь он рассуждает о светлом социалистическом будущем, демонстрируя не только свое полное безверие, но и ограниченность убеждений и взглядов.

По сути дела, Н.С. Хрущев даже не задумывается о произошедшем, не испытывая ничего, кроме презрения ко всем этим «сектантам» во главе с архиереем, бывшим фронтовиком. И вовсе не заметив Знака, посланного ему Свыше, генсек по-прежнему готов обрушить на Церковь Христову всю мощь антирелигиозного государства.

Другой, гораздо более сложный тип богоборца предстает перед нами в лице уполномоченного по делам религии, сотрудника горсовета и члена партии Михаила Борисовича Кондрашова.

-4

В отличие от Н.С. Хрущева, этот человек, безусловно, образован и умен, но страшным умом, отвергнувшим Бога. Он борется с Христом и преследует верующих людей потому, что Бог-Человеколюбец ему не нужен.

Скорее, бог для него – это умерший кумир, вождь народов – И.В. Сталин. Именно такое человекобожие и почитает герой.

Поэтому он стремится не просто закрыть в городе храм, лишив семью священника дома и пропитания, а убить в членах этой семьи саму веру.

По масштабу личности этого человека можно сравнить с уже упоминаемым нами Великим Инквизитором, ведь так же, как Инквизитор, Михаил Борисович не имеет любви ни к Богу, ни к людям, и так же осознанно или нет давно служит противнику Бога – Дьяволу.

Поэтому он и не забывает забрать из дома Татьяны икону святителя Николая (чтобы люди почитать не стали) и любыми средствами готов выбить из ожившей молодой женщины признательные показания о церковниках, «подговоривших» ее простоять неподвижно в течение 128 дней.

Но сама изменившаяся до неузнаваемости Татьяна ничем не может помочь товарищу уполномоченному, так как внешне кажется совершенно безумной (а не блаженной ли?). Героиня преображается, но это духовное, глубоко внутреннее преображение, непонятное для людей, забывших о Боге…

-5

Еще одной отличительной чертой этого кинофильма является широкое использование аллюзий к евангельским образам и событиям.

Это и мертвый голубь, разбивающийся об окно дома, где живут Татьяна и ее мать, как предупреждение о том, что может случиться. И такой же живой голубь, стучащийся в окно психиатрической больницы, куда кладут ожившую Татьяну, как знак прощения и воскресения ее души.

Это и слова Понтия Пилата, вопрошавшего Христа на суде, что есть Истина. Именно эту фразу (вряд ли догадываясь о ее историческом происхождении) произносит в фильме другой земной властитель Н.С. Хрущев. Для него истина – это социальная справедливость. В этом сугубо земном (даже можно сказать, языческом) понимании смысла человеческого бытия лидер советского государства очень близок римскому прокуратору, 2000 лет назад управлявшему Иудеей.

О явном фарисействе уполномоченного Михаила Борисовича спорить не приходится, оно видно совершенно ясно во всех подробностях: невероятная гордость, лицемерие, попрание нравственных и религиозных законов. Пожалуй, что человек с таким сердцем и умом мог бы занять свое достойное место среди сподвижников первосвященника Каиафы.

Бегство из города о. Андрея, соприкоснувшегося с Чудом, напоминает чем-то бегство из Иерусалима апостола Петра, услышавшего третий крик петуха и осознавшего глубину своего предательства.

Да и поведение толпы жителей Гречанска, прорвавшейся через все кордоны, чтобы увидеть Чудо, но тут же забывшей о нем, встретившись с «живым» генсеком, очень напоминает поведение толпы иудеев, жаждущих земного благополучия. Недаром люди начинают просить у всесильного главы государства именно материальных благ: сахара, спичек, отмены карточной системы и т.д. Также и иудеи ждали от Христа не Царствия Небесного, а исполнения их мечты о земном процветании и власти над другими народами.

И так Чудо Божие остается непознанным для большинства очевидцев…

Последние кадры фильма напоминают зрителям о реальности событий, изображаемых в нем. Да, изменены имена, характеры, но само Чудо в 1956 году в Самаре было.

И осознание этого ставит каждого из нас перед лицом этого Чуда, перед явственным Знаком присутствия Бога в мире людей.

И каждому дана свобода выбора: идти за Христом до конца или быть с теми, по чьему приказу или равнодушному молчанию распинают Живого Бога…

Спасибо, что дочитали. В продолжение темы.
История чуда, которому уже больше 1000 лет
Нескучные истории Людмилы Грицай20 декабря 2020