Быть не просто творческим гением, пианистом, заслуженным деятелем искусств, но и экспедитором – уникальный случай. Готфрид Гасанов стал героем Дагестана не только благодаря своему музыкальному таланту, но и огромному вкладу в науку и историю
Юный лезгин из Дербента с детства понимал, какую роль в его жизни играет музыка. Фортепиано стало неотъемлемой частью его жизни уже в 8 лет, а с 12 результатом увлечения стала музыка собственного сочинения. Интеллигентная семья, где дед вошел в историю как выдающийся поэт и мыслитель, отец перевел фундаментальную книгу «Асари Дагестан», а мать немецко-французского происхождения познакомила с европейским художественным наследием, дала Готфриду Гасанову лучшее образование.
«Отец дагестанской музыки» учился у знаменитых педагогов ленинградской консерватории. Огромный успех получил уже первый концерт пианиста, который приехал из северной столицы в родную Махачкалу на каникулы. Полный зал в клубе имени Маркова рукоплескал. Музыка, которую дарил студент, была удивительно многогранной, характерной и в каждом отзывалась своей эмоцией.
В этом талантливом человеке с детства соединились две культуры, которые прогрессивным и пытливым умом складывались в исторические свершения. Национальный дагестанский колорит вместе с мировой европейской культурой превратились в неповторимый художественный синтез. Творческие поиски привели Готфрида к открытию в Буйнакске сначала небольшой музыкальной школы, затем уже музыкального техникума. Дальше - больше: театральная студия и выпуск абсолютно уникального на то время «музыкального» журнала с нотными вставками.
Даже такое разностороннее творчество не остановило Гасанова в поисках новых форм. Сбор национального колорита стало целью музыкальной экспедиции по семи дагестанским аулам. Больше сотни стихотворных текстов и столько же народных мелодий, записанных на фонограф, привез с собой музыкант из научного путешествия. По итогу вышел серьезный труд «Песни аварцев», который был зачитан в научном кругу в Москве в 1927 году. Получив профессорское признание, Готфриду Алиевичу присвоена степень члена-корреспондента ГИМН. Научная деятельность сменялась педагогической, такие музыканты как Агабабов, Кажлаев, Керимов, Чалаев и другие имели честь учиться у лучшего практика республики.
Опера «Хочбар», по словам современников, стала триумфом Гасанова, пиком успешной творческой деятельности. Она не только соединила «музыку гор» с 30 разными народными мелодиями, но и впервые открыла для местных оперу, как музыкальный феномен. Национальная культура стремительно развивалась. Вместе с тем, время вынужденных переселений сковывало талант. Именно поэтому «Хочбар» стал «прорывом времени» и музыкальной трагедией. Произведение так и не было поставлено на сцене при жизни композитора. Справедливость восторжествовало только через несколько десятков лет.
Военное время легло на творчество Гасанова темами патриотизма и настоящего героизма. "Песнь о Магомеде Гаджиеве" – яркий пример того периода. Уже в мирное время был удачный опыт в кино в качестве композитора и все та же любимая работа с молодыми талантами.
Последняя работа в театре датирована 1964 годом. Сатирическая комедия Амаева «Мечты перед зеркалом» игралась с музыкой дагестанской легенды Готфрида Гасанова. Горы подарили миру талантливого музыканта и стали последним его приютом. Собиратель музыкального фольклора похоронен у подножия горы Тарки-Тау- символа Дагестана. На памятнике – мелодия первого фортепианного концерта. Так музыка гор стала вечной, как и красота национальной мелодии, которая теперь играется его потомками.
Фото: Владимир Песня. РИА Новости
Валерия Поддаева