Памятники деревянного домостроения. Дом Тарасова из деревни Мухино

179 прочитали

Дом крестьянина Тарасова был построен в деревне Мухино в первой половине XIX века. Этот дом с топкой «по-черному» – один из самых интересных экспонатов музея-заповедника «Костромская слобода».

Дом крестьянина Тарасова был построен в деревне Мухино в первой половине XIX  века. Этот дом с топкой «по-черному» – один из самых интересных экспонатов музея-заповедника «Костромская слобода».
Дом крестьянина Тарасова был построен в деревне Мухино в первой половине XIX  века. Этот дом с топкой «по-черному» – один из самых интересных экспонатов музея-заповедника «Костромская слобода».-2

Деревня Мухино в настоящее время относится к Вохомскому району Костромской области. Территории современного Вохомского района в разное время входили в состав Нижегородской губернии, Северо-Двинской губернии, Вологодской области и, наконец, в 1944 году вошли в состав Костромской области. Населенные пункты этого района представляют большой научный интерес в связи с тем, что здешние деревни и села расположены в глухих и заповедных местах. Самобытность народной культуры и крестьянского уклада здесь сохранялись дольше, чем в местах, расположенных около городов. Не случайно именно в Вохомском районе был обнаружен и затем перевезен в музей-заповедник дом крестьянина Тарасова.

Реставрация дома проводилась в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века. Авторами проекта реставрации были И. Ш. Шевелев и В. С. Шапошников. Реставраторы, в частности, использовали результаты музейно-этнографической экспедиции по деревням Вохомского района, которая состоялась в 1974 году. Во время экспедиции учеными был получен материал для восстановления интерьера типичной курной избы русского Севера конца XVIII – начала XIX века.

Жилая часть дома состоит из двух срубов: отапливаемой избы и неотапливаемой летней избы (горницы). Изба и горница соединяются с хозяйственными помещениями, просторными сенями – «мостом». В хозяйственной половине дома находится большой двухэтажный хозяйственный двор, а также «сельники» – чуланы или клети для хранения продуктов и вещей. В нижней части двора держали скот, а в верхней находилась «повить» (или «поветь») – крытое место для хранения кормов и инвентаря).

План дома Тарасова в музее-заповеднике «Костромская слобода»
План дома Тарасова в музее-заповеднике «Костромская слобода»

Окна в курной избе были, как правило, волоковые, т.е. вырубленные в двух, расположенных друг над другом, бревнах сруба. Но в доме Тарасова имеются еще и три косящатых окна (одно – в избе и два – в горнице). Косящатыми или красными называли большие окна с косяками. Окна затягивались обычно бычьим пузырем или коровьей брюховицей. Но устраивались и окна со стеклами.

В музее-заповеднике интерьер дома Тарасова экспонируется как свадебный, когда ожидают молодых после венчания. Поэтому в избе установлен свадебный стол, а также выставлено приданое невесты.

Печи в старинных домах Вохомского района были глинобитными. В курных избах у печей не было дымохода, и дым вытягивался через отверстие в потолке, сложенное из кругляка. Чтобы не угореть, курные избы протапливали рано утром, когда все жильцы уходили на работу. После протапливания дымовое отверстие, а также окна и двери держали закрытыми, чтобы сохранить тепло.

Вопреки распространенному мнению, топка «по-черному» имела много положительных качеств. Дым, поднимаясь вверх, отдавал тепло комнатному воздуху, т.е. тепло не уходило по дымоходу на улицу. Горячий воздух, растекаясь по потолку, не только дополнительно нагревал избу, но и оказывал дезинфицирующее действие. Известен исторический факт: после того, как Петр I запретил строить в столицах курные дома, резко возросло число респираторных заболеваний, а туберкулез в Петербурге стал распространенной болезнью.

Для протопленной чёрной избы характерен сухой, тёплый воздух. При топке изба хорошо проветривалась, поэтому в доме создавался здоровый микроклимат. Курные избы не отсыревали и деревянные конструкции лучше сохранялись. Важно также, что ''черная'' печь требовала меньше дров по сравнению с ''белой'' и давала больше тепла.

Курные избы вовсе не были закопченными. Есть много свидетельств о том, что стены в таких избах оставались светлыми, а копоть скапливалась только в окрестностях потолка. Но топить «черные» печи необходимо было, соблюдая особую технологию. Надо было правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи.

Использование глинобитных печей с топкой «по-черному» в свое время было оптимальным вариантом для нашего климата. Русская печь «по-белому» была изобретена тогда, когда появились условия для массового производства кирпича. Но даже и сейчас у знатоков особо ценятся бани с печью без дымохода, сделанной «по всем правилам». По их мнению, такие бани имеют особые целительные и обеззараживающие свойства.

Фотографии сделаны сотрудниками компании «Raivola House». При использовании ссылка на наш канал обязательна.