Найти в Дзене
Terrabyte

Внешняя видеокарта: какой вариант подключения выбрать. Различные райзеры, тесты в играх

Оглавление

Привет друзья!

Самая сложная задача, которую нам приходится решать при создании наших мини-ПК Terrabyte это его оснащение приемлемой по мощности видеокартой. Та же проблема возникает если у вас уже есть мини-ПК или ноутбук, и вы хотели бы увеличить его графические возможности.

Это проблема, поскольку более-менее мощные видеокарты имеют большие габариты. Возникает естественное желание — вынести видеокарту за пределы ПК и подключать ее по мере необходимости.

Мы уже показывали как решать эту задачу и даже создавали универсальные решения для корпуса внешней видеокарты.

-2

Но и здесь есть проблема. К чему ее подключать? Ведь миниатюрные материнские платы форматов mini-ITX или mini-STX подчас лишены традиционных слотов PCIexpress.

Приходится использовать либо разъемы mini-PCIexpress либо разъемы M2 типа A-E, предназначенные для подключения WiFi-адаптера, а сам адаптер делать внешним. Это наиболее популярное решение, с которым мы часто экспериментировали, но не следует забывать, что при этом видеокарта соединяется с шиной PCIexpress лишь одним каналом, тогда как на полноразмерном разъеме их целых 16.

-3
-4

Увеличить количество каналов можно подключив видеокарту к разъему M2 типа M, который обычно используется для установки SSD-устройств. Если использовать SSD типа SATA, то этот разъем можно освободить и в нашем распоряжении окажутся сразу 4 шины PCIexpress.

-5

Даст ли нам это выигрыш? И если даст, то какой? На эти вопросы мы попробуем ответить в нашем материале.

Читайте и не забывайте подписываться!

Обзор адаптеров

Прежде чем начать обзор технических средств для подключения видеокарты к сокету M2 типа M, напомним, как мы делали это раньше.

Тут все просто. В сокет M2 типа A-E вместо WiFi-адаптера мы вставляли компактный переходник с выходом на разъем мини-USB, который легко установить в любом корпусе хоть мини-ПК, хоть ноутбука.

-6

К этому разъему через кабель USB 3-й версии подключался райзер, в который и устанавливалась внешняя видеокарта.

-7

Напомним, такое решение позволяет использовать лишь один канал шины PCI.

Теперь посмотрим, какие возможности у нас есть для подключения к сокету M2 типа M, в который устанавливается SSD. Все платы куплены на Али-Экспресс.

-8

Прежде всего, это решение аналогичное предыдущему. Адаптер с разъемом мини-USB. Смысла в этом особого нет, поскольку как сам разъем USB, так и USB-кабель, могут пропустить сигнал лишь одной линии PCI.

-9

Аналогичное решение, но через полноразмерный разъем USB 3-й версии, обладает теми же недостатками — одна линия PCI.

-10

А вот дальше уже интересно! Плата, на которую установлен хоть и укороченный, но разъем PCIexpress! По плате видно, что, все 4 линии выведены на него. Кроме того, есть разъем дополнительного питания 12 вольт. Нужен он потому, что схема подключения в этом случае не предусматривает райзера, который снабжал видеокарту питанием.

-11

Для подключения достаточно использовать недорогой удлиннитель PCIexpress, о доработке которого мы рассказывали в одном из наших предыдущих роликов.

-12

Здесь надо сказать, что не все модули одинаково полезны! Взгляните на эти два. Несмотря на внешнее сходство у синего разведены лишь 2 линии! Будьте внимательны при заказе! Мы же посмотрим на что способен и этот урезанный модуль.

-13

Тестовый стенд

Для тестирования будем использовать сборку на недорогой китайской материнской плате, формата mini-ITX? оснащенной чипсетом H81, под процессоры Intel 4-го поколения. В одном из следующих роликов мы сделаем игровой мини-ПК на на ее основе.

-14

Сама плата хороша тем, что оснащена всеми необходимыми нам разъемами.

Полноформатный разъем PCIexpress, который мы будем использовать для оценки предельных возможностей пропускной способности шины.

Разъемы M2 типа B и типа M. Через последний мы и будем подключать наши видеокарты.

Прогонять тесты мы будем на двух видеокартах.

Во-первых, это недорогое бюджетное решение, роль которого сыграет Radeon RX550.

-15

А во-вторых, посмотрим как поведет себя более производительный мэйнстрим, в качестве которого возьмем Nvidia GeForce GTX1060. Этой карте, кстати, потребуется дополнительное питание.

-16

Тестовый стенд собран прямо на столе.

-17

SSD-диск подключен через разъем SATA.

В разъем M2 типа M установлен адаптер с двумя линиями PCI, но шнур, соединяющий его с видеокартой имеет только одну линию. В итоге, наша тестовая RX550 подключена только через одну линию PCI.

-18

Тестирование RX550

Итак проверяем внешнюю RX550 на шине с одним каналом PCI.

Прежде всего загружаем чип карты Фурмарком.

Результат — 37 кадров в секунду. Бублик движется плавно.

-19

Запускаем танковый тест Энкор. Тест предлагает средние настройки графики в режиме FullHD.

-20

Запомним результат — 14051 балл.

Посмотрим, что будет, если расширить шину PCI до двух линий. Для этого используем шнур PCI 4x. Но, поскольку наша синяя платка поддерживает только две линии, именно столько мы и получим в итоге.

-21

Итак, RX550 на шине с двумя каналами PCI.

Смотрим на Фурмарк.

-22

38 кадров. Один кадр прибавился, но это вполне в пределах погрешности измерений.

Теперь танковый тест.

-23

Результат — 14449. Прирост от двухкратного увеличения пропускной способности составил всего лишь 3%!

Теперь устанавливаем зеленую плату, с 4-мя линиями PCI. Кстати, это совсем не значит, что цвет однозначно определяет количество линий. Бывало и иначе.

Снова запускаем Фурмарк.

-24

Те-же 38 кадров! Что ж в этом нет ничего удивительного, поскольку объем текстур теста небольшой. Все текстуры полностью размещаются в памяти. А геометрия не слишком сложная. Для ее передачи хватает и одной линии.

Проверяем танкки.

-25

14967. Еще около 3-х процентов. Почти ничего!

Что ж, можно сделать вывод, что для нетребовательных игр, например World of Tanks, вполне хватит и одной линии PCI для игры с картой начального уровня на средних настройках.

Тестирование 1060

Теперь собираем стенд с более мощной GTX1060. Ей по плечу должны быть и современные, более требовательные игры. Поэтому включим в наше тестирование одну из них.

Начинаем с режима одной линии PCI.

-26

Что у нас с Фурмарком?

-27

106 кадров! Естественно больше чем RX550, так ведь и карта более мощная.

Танковый тест предлагает максимальные настройки. Значит можно ожидать как больший объем текстур, так и более сложную геометрию.

-28

Результат — 13555. Отлично! Запомним эту цифру.

Теперь задача посложнее! Запускаем Borderlands 3.

-29

Эта игра 2019, выполненная в мультяшной технике CellShading, года способна нагрузить и более мощные видеокарты. Выставляем максимальные настройки, FullHD, но DirectX 12 не включаем. Довольствуемся 11-м, который вполне соответствует нашей карте. Для тестирования используем встроенный бенчмарк.

С первых же кадров теста становится понятно, что видеокарте тяжеловато отображать открытый мир полный спецэффектов. В некоторых сценах ФПС падает до 15.

-30

Общий результат — 20 средних кадров в секунду. О нормальной игре с этими настройками речи не идет. Придется опустится хотя бы до средних.

Однако не забываем, что в наших руках полоса пропускания шины PCI. Что будет, если увеличить ее вдвое? Меняем кабель на 4x. На синей плате это даст нам две живые линии PCI.

-31

Фурмарк показывает 110 кадров. Прирост, как и ожидалось, незначительный, всего 4 кадра, хотя я ожидал меньшего.

-32

Танковый тест выдает 14794 балла! А это уже почти 10 процентов! Наводит на определенные размышления.

Попробуем подтвердить их бенчмарком Bordderlands.

С первых же кадров заметно, что картинка стала более плавной. Результат налицо! Картинка без лагов.

-33

А по результатом теста мы почти дотянули до играбельного ФПС. 27 кадров! Прирост составил аж 35 процентов. Немного покрутив настройки, наверняка можно добиться и 30, но мы еще увеличиваем ширину шины PCI в два раза — до 4х линий.

Фурмарк примерно тот-же. Один кадр не считается!

А вот результат танков еще подрос на 5% и составил 15 542 балла. Хотя, в общем, темпы роста замедлились.

-34

Запускаем тест Borderlands 3.

А вот тут совсем красота! Сразу же понятно, что игра идет совсем по-другому, а ФПС не опускается ниже 36 кадров.

-35

Как следствие, результат теста — 41 кадр в секунду в среднем, или, другими словами еще более 50 процентов!

Остается провести последний эксперимент — подключить карту к шине PCIexpress непосредственно.

-36

Фурмарк на этот раз запускать не будем. Там все ясно — рост практически закончился. А вот энкоре посмотрим.

-37

17458! Это почти на 30% больше чем с шиной x1 и на 12 % больше шины x4.

И, наконец, Borderlands 3. Визуально изменения не особенно бросаются в глаза, хотя не покидает ощущение, что FPS чуть выше.

-38

Смотрим результаты теста. Так и есть средний ФПС на 4 кадра, то есть примерно на 10%.

Выводы

Итак, основные выводы.

Первое. Подключение внешней видеокарты дает существенный прирос производительности даже при использовании лишь одной линии PCIexpress.

Второе. Для игры на низких и средних (тут все зависит от конкретной игры) увеличение ширины шины PCI не дает значительного роста производительности, которая и так находится на достаточно высоком уровне.

Третье. Использование высоких настроек требует широкой шины. Причем, основной прирост наблюдается при переходе от одной линии к 4-м линиям PCI.

Несколько наглядных сравнений.

-39
-40

Полученные результаты конечно же нельзя назвать всеобъемлющими, но определенный ориентир в выборе видеокарты и интерфейса подключения они безусловно дают.

Спасибо, что смотрите Террабайт! Будем искренне рады Вашим отзывам и подпискам.

Для любителей видеоформата материал можно посмотреть здесь.

Наша группа ВК: https://vk.com/terrabyte

Всего вам хорошего! До новых встреч!