Почему родителям так важны школьные оценки детей?
Знаете, вот эти все истории о том, что «надо создавать портфолио», «надо стремиться закончить школу хорошо и поступить в институт», «надо получать знания» в большинстве случаев далеки от правды.
Более того, родители даже себя умудряются обманывать.
На самом деле чаще всего хорошие оценки ребёнка как бы показывают состоятельность родителя как такового.
«Мой ребёнок отличник!» - гордо говорит мама (дальше подтекстом идёт - какая я молодец, хорошего сына/дочку воспитала). Поиск одобрения. Минимум проблем.
Очень мало кто из современных родителей в нашей стране способен в принципе абстрагироваться от оценок, не принуждать детей делать домашние задания и приучать к ответственности за учёбу.
Потому что
1)страшно, что не поступит в институт 2)страшно, что будет армия (для мальчиков)
3)страшно, что ты станешь «мамой троечника», и это как будто подчеркнёт твою несостоятельность.
Гордиться будет нечем. Как будто школьные оценки - это предмет главной гордости. Заметьте, когда рассказывают про ребёнка, редко говорят: «У меня очень добрый, справедливый и честный ребёнок», или «У него руки золотые, он чинить все умеет», а говорят: «Она отличница, а ещё победитель Олимпиад» или «Он «идёт» на золотую медаль, а ещё выиграл соревнования по биатлону».
Оценочная система детей как будто оценивает нас, родителей, показывая, на какую оценку мы выполняем свои родительские обязанности.
Потому мы постоянно делаем то, что делать в принципе не должны - уроки с детьми, поделки до часа ночи, учим и решаем иногда за них, договариваемся за хорошие оценки, репетиторы с первого класса и все прочее, помогающее нам.
Да, это все прикрывается фразами про «современная школа ничего не даёт» и «ребёнок не справится с заданиями в школе».
У меня два принципиально разных ребёнка, один из которых не хотел учиться и особо не справлялся, будучи совершенно не глупой, а другой, который получал свои пятёрки без малейшего вмешательства с моей стороны и не требующий контроля.
И я понимаю, что это все не моя заслуга.
Это зависит от ребёнка.
От его мотивации, способностей, самоконтроля и желания учиться.
Да и в принципе- у всех же разные способности, разные таланты и стремления.
Не обязан ребенок быть хорош сразу во всем.
Важно, чтобы ему было что-то интересно.
Это навязанные нам стереотипы, от которых, быть может, мы когда-то отойдём- потому что оценки - вещь очень субъективная. И это опять про принятие своих детей. И про игнорирование того, что слишком сильно нам навязывают- то, какими хорошими мы должны быть в глазах общества.
Конечно, оценки и высокие баллы на экзаменах- это возможность социального лифта для целеустремлённых детей.
Но это еще далеко не все, что нужно.
И это не оценки нас как родителей.
А вы что думаете?