Как часто бывает, открытия делаются случайно, а тайное становится явным.
Ни для кого особо не секрет, что через село Буюк-Ламбат (или Биюк-Ламбат, но ныне - Малый Маяк), известное ещё с греческих времен как Лампас или Ламбат, была в первой трети 19-го века проложена дорога, получившая название «Воронцовской» (да, граф Воронцов «построил» себе не только знаменитый дворец в Алупке, но при нем были построены и первые тракты в Крыму там, где до этого были лишь «козьи» тропы или даже вообще не было таковых.
Километры (или «вёрсты») дорожных насыпей, подпорных стен, множество виадуков были созданы русскими военными и гражданскими людьми, инженерами и простыми мужиками... Колоссальный труд. Меня берет оторопь, когда я вижу эти дороги и мосты, созданные в те времена, когда люди не знали не только двигателей внутреннего сгорания, но когда и паровые машины ещё существовали лишь в «лабораторных» образцах. Уж какие там экскаваторы и КАМАЗы… Кирка. Лопата. Лошадь.Телега. Мозоли.
Вроде бы все об этой дороге знают, но …
Я сразу прошу меня простить, что «выдаю» материал без дОлжного исследования, скорее - на эмоциях. Но изучение обнаруженного мною объекта требует времени, а я уже сейчас не могу не поделиться хотя бы тем, что уже узнал, как с моими подписчиками, так и со всеми, кто неравнодушен к истории вообще и Крыма в частности. А исследование и анализ будут в дальнейших статьях. Обещаю. Возможно, кто-то из читателей знает тайну и поделится ею со всеми нами!
… Наш садовник, Филипп, житель Гаспры, родившийся в Партените ещё при СССР, человек, беззаветно влюблённый в Крым и его историю, на днях пошёл прогуляться в окрестностях Малого Маяка там, где ещё сохранились участки одной из первых «царских» дорог: той самой, Воронцовской дороги, петлявой и живописной, заменённой в 60-х годах прошлого века Южнобережным шоссе с его знаменитым троллейбусом Симферополь - Ялта. И вот он мне шлёт фотографии, которые меня, как художника, приводят … нет, не в восторг, а в подобие экстаза, потому что на одной из них был фонтан-источник в уникальном для крымской и вообще для «южной» специфики стиле, а на другой - виадук над периодически пересыхающей рекой.
И ВСЁ ЭТО БУКВАЛЬНО ЗА УГЛОМ ОТ НАШЕГО ДОМА!
Я, конечно, невзирая на прошедшие накануне дожди и прохладную погоду, помчался рысью на машине туда (меня предупредили, что там очень грязно), чтобы увидеть ЭТО ЧУДО самому.
Я перемазал грязью не только машину, но и себя с ног до головы, но вот они, эти виды, на следующих фото. Быть может, в летнее время фотографии будут ещё более романтичны.
И если про строительство и историю Воронцовской и Романовской дорог есть много информации в различных путеводителях и исследованиях как в печатных изданиях, так и в интернете, то об истории появления уникальнейшего, на мой взгляд, путевого фонтана-источника в районе виноградников близ нынешнего Малого Маяка, его заказчике, архитекторе, строителях, нет ни слова и даже местные краеведы разводят руками и не могут дать НИКАКОЙ информации.
Тем не менее, этот фонтан-источник - чудесное сооружение не только как социальный объект, дававший воду и людям и лошадям, но и как значительное произведение искусства своего века, могущее служить прекрасным примером стиля, популярного на стыке 19-го и 20-го столетий. Это - магический стиль «модерн», «сецессион» или «ар-нуво» - стиль, роскошной кометой мелькнувший накануне величайших людских трагедий 20-го века: Первой Мировой войны, Октябрьского переворота, цареубийства, Гражданской войны, Красным и Белым террором в России. Стиль, который, по крайней мере у нас в стране, стал ассоциироваться с романтичным «серебряным» веком, но при этом это был стиль, в котором есть незримое предчувствие грядущих бед.
Наверное, угар конца 90-х годов 20-го века и первого десятилетия 2000-х годов с его интернетом, смартфонами, соцсетями, разгулом «голубой» тусовки на ТВ и в культуре, рублевско-куршевелевского гламура и прочих «метросексуально-олигархических» утех, будет через десятилетия восприниматься как такое же затейливое, но , увы, предвоенное время, как время Метерлинка с его «Синей птицей», Гауди с его Саградой Фамилия, Чехова с его «Вишневым садом», Дягилева с его «Русскими сезонами» или Шехтелем, строившим дворцы для богатейших людей России. Кстати, едва ли не единственным классическим образцом стиля модерн в Крыму был дом и парк усадьбы Новый Кучук-Кой, ныне почти уничтоженной.
Но перечисленные культурные символы стали золотым фондом человечества и начало 20-го века оставило свой узнаваемый след даже в мелочах, даже на обочинах дорог в виде таких вот фонтанов!
Интересно, что оставит начало 21-го века в искусстве и стиле? «Глину» Урса Фишера? «Комедианта» Маурицио Каттелана? Время покажет.
Этот общедоступный придорожный фонтан-источник, подобных которому были десятки по всему Крыму, в том числе и в частных имениях - традиционен. Не в Крыму их придумали: традиции делать такие фонтаны в русле горных ручьев или искусственно созданных акведуков, берут начало ещё с античных греческих и римских времён: все древние фонтаны, сохранившиеся в Риме и его окрестностях до сих пор действующие тому примеры. Да зачем далеко ходить: принцип работы знаменитых Петергофских фонтанов копирует принцип работы античных фонтанов-источников: вода под естественным давлением из-за перепада высот изливается из форсунок.
Но вернёмся в Тавриду. В Крыму, в среде крымских татар, это была особая доблесть: устроить или профинансировать путевой фонтан-источник. Надо при этом понимать, что вода, изливающаяся из него, была в те времена по определению чистая, питьевая, ведь это была дождевая, талая или конденсировавшаяся в карстовых пещерах влага: она стекала с возвышающихся над морем гор, проходила километры естественных природных фильтров, обогащаясь солями и минералами, что только дополнительно придавало ей вкус.
Устроитель такого источника (или благодарное население) зачастую размещали на его стенах цитату из Корана и имя благодетеля, а также год постройки. Подобные «реквизиты» можно увидеть, например, на придорожном фонтане в Биюк-Ламбате, который в старые времена поил жителей села и путников водой:
Кстати, этот источник находится на одной оси с бывшей сельской мечетью Буюк-Ламбата (ныне руинированной, но ещё доступной к осмотру, которую я заснял в том числе с коптера и о которой писал в статье «Крым уже не Украина и давно не Крымское ханство, но пора бы ему стать Италией»
А теперь ещё раз посмотрите на этот не только восхитительный и уникальный образец (а «скандинавский» или «северный» модерн в Крыму, как я уже сказал выше - случай редчайший!) общественной и художественной культуры начала прошлого века и почувствуйте, как говорится, разницу между «Глиной» и «Комедиантом»: если кто-то и считает это шедеврами, то это шедевры наглого, мордатого индивидуализма.
Как хорошо, что сейчас уже даже с высоких трибун заучат слова о том, что особенность Русского народа и всех народов России - в преобладании общественного духа над меркантильно-личным: ведь кто бы ни сделал этот фонтан на проезжей дороге, он потратил на это ЛИЧНЫЕ деньги и труд, сделав благое дело для ВСЕХ. Это ли не пример для подражания, особенно для людей обеспеченных, коих всё больше скупает недвижимость в Крыму?
Перед тем, как поблагодарить каждого, кто прочёл и отметил эту статью, хочу сказать, что мы уже с одной неравнодушной к истории Крыма жительницей Малого Маяка обсудили как нам немного привести фонтан в порядок и я покажу, как он станет выглядеть после уборки.