Фильм "Хранитель времени" (Hugo, 2011) Мартина Скорсезе мне дорог по множеству причин...
Жорж Мельес и собрание совпадений
Во-первых, он совсем не похож на другие картины Скорсезе вроде "Последнего искушения Христа". Во-вторых, он имеет самое непосредственное отношение к моей излюбленной теме - немому кино, ведь один из главных его героев - Жорж Мельес, человек, стоявший у истоков кинематографа, создатель того самого знаменитого "Путешествия на Луну", где ракета врезается в лунный глаз. И в третьих, "Хранителе времени" есть магия без всякой магии. Конечно, кое-кто назвал бы это неправдоподобными, притянутыми за уши стечениями обстоятельств, дырами в сценарии, наконец. Но я называю это магией. А если говорить о неправдоподобии, то вот для примера вполне реальный случай из жизни: мы с моей будущей женой жили в разных городах, но ключ от моего подъезда открывал ее подъезд. Так совпало. Если подумать, совпадение ничуть не менее и не более удивительное, чем в "Хранителе времени".
В жизни и в кино
Кроме того мне очень импонирует, что "Хранитель времени" как-то слишком выходит за жанровые рамки. Можно ли назвать его байопиком? Вряд ли, хотя биография пионера кинофантастики и кинематографа как такового Жоржа Мельеса (Бен Кингсли), воспроизведена в фильме достаточно правдиво. У Мельеса действительно был свой театр, где он давал "магические представления": театр купили ему богатые родители, т.к. боялись, что он станет художником. Действительно, побывав в самом конце XIX в. на одном из первых сеансов братьев Люмьер, Мельес влюбился в кино с первого взгляда. Просил братьев продать ему кинокамеру, но получил отказ. Правда, после этого он не создал собственную камеру, как говорится в фильме, а приобрел ее у англичанина Р. У. Пола и усовершенствовал, но это, конечно, мелочи.
Мельес действительно создавал уникальных сложнейших механических кукол - автоматонов (андроидов) вокруг одной из которых и строится сюжет "Хранителя времени".
Картина в картинках
Мельес действительно утратил былую популярность и разорился перед первой мировой войной, распродал все копии своих фильмов и на вырученные деньги приобрел скромный магазинчик заводных игрушек. На долгие годы Мельес оказался забыт, но о нем действительно вспомнили в начале 30-х. Хотя, конечно, о том, что это произошло благодаря мальчику с вокзала Монпарнас, в его биографии не сказано ни слова.
Итак, фильм Скорсезе - не байопик, хотя все факты биографии великого французского мастера иллюзий там налицо. Он синтетический: вне рамок, вне канонов. Как, впрочем, и его литературный первоисточник - книга Б. Селзника "Изобретение Хьюго Кабре" - роман в картинках. Кстати, из книги режиссер заимствовал в основном визуальный ряд: некоторые подробные иллюстрации Селзника в точности воспроизведены в фильме. Но что касается подробностей о второстепенных персонажах - они полностью отсутствуют в книге.
Движение в нужном направлении
О чем же "Хранитель времени"? О благотворном взаимовлиянии людей друг на друга. Жизнь Мельеса безрадостна. Он не может принять свое прошлое, тот факт, что будучи первым режиссером мира, стал никем. И вот, в его жизни появляется тот, кто приносит ему исцеление. Мальчику Хьюго, обитающему в вокзальных часах, пожалуй, досталось в жизни больше, чем Мельесу - разорившемуся сыну богатых родителей. Хьюго теряет сначала мать, потом отца. Потом и единственный родственник - пропойца-часовщик, взявший его в помощники, бесследно исчезает. 11-летний Хьюго остаётся совсем один, но в отличие от Мельеса не отчаивается. Он наблюдает и видит повсюду знаки, которые ведут его а нужном направлении, даже если порой кажется, будто это не так.
Одно за другим
Маховик невероятных совпадений начинает раскручиваться задолго до того, как злой хозяин магазинчика заводных игрушек отбирает у Хьюго блокнот - одно из немногих напоминаний о погибшем отце. Другое напоминание - старый автоматон, когда-то найденный отцом Хьюго в запасниках музея и который непременно нужно починить. Возможно, тогда Хьюго получит весточку от отца. Маленькому часовщику не хватает только ключа в виде сердца, чтобы завести куклу. Благодаря ещё одному невероятному совпадению, ключ находится, и Хьюго действительно получает весточку, правда, не совсем от отца. И здесь открывается ещё одно удивительное совпадение.
Хлебные крошки судьбы
Ищущий мальчик и отчаявшийся взрослый благотворно влияют друг на друга. В результате этого влияния один обретает семью, которой когда-то лишился, а другой веру в себя и возможность принять свое прошлое.
Хьюго и Мельес - не единственный пример положительного взаимовлияния людей в фильме Скорсезе. Подобные примеры там буквально на каждом шагу. Скажем, вокзальный инспектор, с маниакальным рвением охотящийся на беспризорников, и цветочница.
Как я уже говорил, все повороты сюжета в "Хранителе времени" только на первый взгляд кажутся надуманными. Очень часто и в нашей с вами жизни судьба вот так же разбрасывает "хлебные крошки". Достаточно только увидеть их, пойти по ним и, возможно, наконец-то обрести то, о чем так долго мечталось.
Еще одна возможность
Не могу не упомянуть ещё кое о чем. Фильм невероятно красив. Сказочный Париж 20-30-х годов, гигантские часовые механизмы всех видов, вокзальная сутолока, показанная через прорези циферблатов и ажурных решеток. Даже знаменитое крушение поезда на вокзале Монпарнас 1895 г., воспроизведенное в сцене сна Хьюго. Кстати, вокзал Монпарнас в фильме именно такой, каким он был до его полной перестройки в 60-х годах. Ну и конечно, "Хранитель времени" это возможность взглянуть с другого ракурса на то, как снималось первое в истории игровое кино.
немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус