Ярославский вокзал один из самых крупных в Москве по количеству пассажиров, которые ежедневно им пользуются. Самое первое здание вокзала на этом месте построили более 150 лет назад, но современный нам вид он получил только в 1904 году. Проект выполнил модный в те годы архитектор Франц Альберт Шехтель
Перед архитектором стояла сложная задача - не снося старое здание, построить современный, привлекающий внимание вокзал
Если внимательно приглядеться, то черты первого вокзала продолжают просматриваться сквозь модерновый декор. Монотонный ряд окон в левой части здания (если смотреть лицом на вход) и тесный, непримечательный вход в вокзал
Перестройка была необходима - Ярославская дорога продлилась дальше на север, в сторону Вологды и Архангельска, пассажиропоток сильно вырос. Не случайно в декоре нового здания будут использовать мотивы сказаний и природного мира северной части нашей страны
Но все же самыми яркими выразительными чертами нового Ярославского вокзала стали русские мотивы. В те годы интерес ко всему "нашему", национальному был очень высок. Плюс буквально за год до начала работы над вокзалом, Шехтель придумал и воплотил проект Русского павильона на выставке в Глазго. И вокзал стал продолжением творческого романа Шехтеля с русской культурой, только уже в камне
"На нем я изобразил уголов моих построек в Глазго. Эти постройки, в которых я старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек, мне милы более моих других произведений. Для меня это мой девиз"
Писал Шехтель в письме другу
Проект Шехтеля был быстро согласован всеми инстанциями. В том числе, потому что был дешевле других вариантов
________________________________________________________________________
Если вы готовы погрузиться в мир прекрасной архитектуры эпохи модерна, я приглашаю вас на курс «Модерн, я люблю тебя» (все лекции доступны в записи)
https://mashaandmodern.tilda.ws/lovemodern
Мы совершим путешествие по европейским странами рубежа
19-20 веков, чтобы разобраться в многообразии модерна
На примере архитектуры, живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства мы поймем, как формировался уникальный и многогранный модерн
Модерн, ар нуво, модернизмо, либерти, сецессион, национальный романтизм. У стиля было много имен и мы познакомимся с каждым из них
________________________________________________________________________
Новый вокзал получился втрое большим по размеру, чем предыдущий. В правом крыле располагались парадные и служебные комнаты, в левой части - зал для публики, которая встречала приезжающих пассажиров
На втором этаже работали сотрудники управления железной дороги. Многие отмечали удобство и функциональность всех внутренних помещений
Но главной темой для разговоров стали, конечно, фасады обновленного Ярославского вокзала
Основной темой для своего проекта Шехтель выбрал облик суровой природы и бескрайних просторов Русского Севера, как бы готовя пассажиров, отправляющихся в путешествие с вокзала
Арка центрального входа напоминает древние крепостные ворота. Центральная башня похожа либо на жилище оленевода либо на снежную горку
В нише над входом Шехтель помещает рельефное изображение гербов трех крупнейших городов, связанных с вокзалом - Москвы (Георгий Победоносец), Ярославля (Медведь с секирой) и Архангельска (Михаил Архангел). В советское время добавили дополнительные элементы - серп с молотом и герб СССР
Фасады и интерьеры вокзала украшены целым "зверинцем". Медведи, олени, птицы и прочая живность северных регионов
На протяжении 20 века вокзал несколько раз перестраивали, убирая, к сожалению, декоративные детали, сделанные Шехтелем. В частности исчезли картины Константина Коровина, изображавшие сцены из жизни Русского Севера
Несмотря на четкие отсылки ко всему "русскому", проект вокзала был выполнен именно в стиле модерн. Легкий, романтичный, таинственный, торжественный, именно так можно охарактеризовать русский модерн в целом. Именно этим он отличается от европейских ответвлений стиля
Ярославский вокзал стал не только одним из самых ярких и значительных проектов архитектора Шехтеля, но и знаковой точкой для железнодорожного движения России. Отсюда начинается Транссибирская магистраль, чьи поезда идут по самой длинной железной дороге мира до самого Тихого океана. С Ярославского вокзала принято отсчитывать "нулевой километр" железных дорог страны
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "МАША И МОДЕРН"