В школе с литературой проблем у Люси и Дуси не было. Почти. Память у них была хорошая, стихи и отрывки из прозы заучивались быстро. Особенно, если отец не вмешивался в процесс.
Люся маршировала от двери до окна и обратно и твердила:
- Обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца, хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца.
- И не захавай огурца, - закончил отец.
- Нет там ничего про огурца, не сбивай меня, - рассердилась Люся. – Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца.
- И не захавай огурца, - опять встрял отец.
- Тьфу на тебя, я ведь так на уроке про огурца скажу, - огорчилась Люся.
Ночью ей снился Пушкин, фехтующий с Дантесом на огурцах. Утром перед школой Люся опять повторила стихотворение вслух, потом про себя. Огурец упорно лез в строфу и идеально ложился на размер и рифму.
«Главное, не сказать про огурец», - думала Люся, когда учительница стала вызывать учеников по алфавиту. Выходя к доске, она старалась изо всех сил прогнать мысль о белой обезьяне об огурце.
- Я памятник себе воздвиг нерукотворный, - начала она.
Дальше стихотворение пошло само, без участия головного мозга, как обычно и бывало. Учительница расплылась в блаженной улыбке. Слушать плавную речь Люси после эканья, меканья и заикания некоторых ее одноклассников было – бальзам на душу.
- Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца и не захавай огурца, - машинально произнесла Люся.
Класс грохнул. Учительница гаркнула и хлопнула журналом по столу. Класс успокоился.
- Люся, ты очень умная девочка, и я ценю твое своеобразное чувство юмора, но считаю недостойным отличницы, пионерки и председателя совета отряда глумиться над великими поэтами. Поэтому снижаю оценку на балл. Четыре. Садись и подумай над своим поведением, - строго выговорила учительница.
Люся скривилась и пошла на место, по дороге дав в ухо Серому, пытавшемуся дернуть ее за косу. Огурцы оказались заразными. Каждый второй вызванный после Люси заканчивал стихотворение этой строчкой. Учительница сердилась и кричала.
- Мариванна, я не хотела, я не знаю как оно само вырвалось, - ныла Маша, вторая отличница класса, - не снижайте оценку.
- Да Мариванна! Это все Люська со своим огурцом, я честно выучил в первый раз в жизни! Хотите, еще раз расскажу, уже без огурца? – возмущался хулиган и троечник Максимка.
- Это все из-за тебя, мог бы пятерку хоть раз в жизни получить, - прошипел Максимка в спину Люси и ткнул ее карандашом между лопаток.
- Сам дурак, думать надо, что говоришь, а не повторять за другими, как попугай, - окрысилась Люся и врезала Максимке тетрадью по голове.
Через два года пришла Дусина очередь рассказывать «Памятник».
- Я тогда с тобой вместе выучила, почти все до сих пор помню, надо только повторить, - сказала Дуся сестре.
- Ты, главное, про огурца не скажи, - предупредила ее Люся.
Дуся начала учить стихотворение. Некоторые строчки подзабылись, пришлось повторить их несколько раз. Кроме строчки про огурца. Она прочно врезалась Дусе в память еще два года назад.
- Мне три поставили, это все из-за тебя, - наседала Дуся на отца. – И не оспаривай глупца и не захавай огурца – это у меня само вылетело. А могла бы пятерку получить!
- Странно, мне за огурца только на один балл снизили, а тебе – на два, - задумалась Люся.
- Наверное, потому что у нас учительницы разные, Марьпетровна меня за хулиганство из класса до конца урока выгнала и велела думать над своим поведением, недостойным отличницы, пионерки и звеньевой, - вздохнула Дуся.
И сестры задумались о том, что разные люди по-разному воспринимают одно и то же и выдают непохожую реакцию на одно и то же событие.
Подросшая дочь Люси старательно выучила «Памятник» и рассказывала его матери и тетке.
- Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца, - торжественно закончила она.
- И не захавай огурца, - радостно подхватили хором Люся, Дуся и их отец.
- Да, так стихотворение гораздо лучше, появляются новые, скрытые доселе смыслы. Вы обе просто великие поэты, куда там Пушкину, - саркастически сказала школьница.
- Главное, на уроке про огурца не скажи, - предупредили ее Люся и Дуся.
- Ну, чо за стихотворение поставили? – набросились мать и тетка на девочку, едва она пришла из школы.
- Пять! – гордо ответила та. – Только вот вы со своим огурцом…
- Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца и не захавай огурца, - на автомате произнесла Люсина дочь.
Мариванна мрачно посмотрела на нее поверх очков. Потом перечитала ее фамилию в журнале.
- Скажи, у твоей матери как девичья фамилия? Ага, Людмила ее зовут? Она у меня много лет назад училась. Хорошо ее помню, умная девочка была. И ты на нее очень похожа, то-то мне твое лицо все время знакомым казалось. Похоже, это у вас семейное. Садись, пять, - и Мариванна обреченно махнула рукой.
***
Много лет спустя Люся и Дуся, приближающиеся к пенсионному возрасту матроны, и их отец, почтенный старец, вспоминали этот случай за чашкой чая.
- Похоже, этот огурец так и будет передаваться из поколения в поколение, - грустно констатировала Люся. – Если у моей дочери будут дети, и они станут учить «Памятник», она ведь им тоже это скажет.
- А все из-за этого старого хрыча, - обвиняюще ткнула пальцем в отца Дуся. – Это он нас научил, так и пошло.
- Ничего такого не помню. Никогда я такого вам не говорил. Это вы сами все придумали, а теперь обвиняете в своих косяках старенького мудренького отца, - сказал старый хрыч почтенный старец и сделал невинное лицо.
Рассказ о том, что Люся и Дуся все-таки любили и ценили литературу:
Ваши дети читают слишком много и не то
Все истории про детство, отрочество и юность Люси и Дуси читайте в подборке