Автор Сергей Солодовник
Когда-то давно, ещё когда мы жили в едином Советском Союзе, происходили массовые погромы в Намангане с отзвуками по всей Фергане. Дело прошлое, но вспоминается одна попытка «осмысления» этих событий, которое звучало примерно так: «конфликт по поводу цен на клубнику» на базаре. Автор озарения — Рафик Нишанович Нишанов, на тот момент — председатель Совета Национальностей ВС СССР.
Аналитический уровень данного представителя верховной власти был понятен уже тогда. Однако заподозрить Рафика Нишановича в провоцировании наманганской резни невозможно. Недеяние — да, но прямых действий в целях разогревания конфликта он всё же не совершал.
А теперь вернёмся в 2022 год. Пройдёмся по хронологии. Самое начало января 2022 г. — Казахстан. Резко взлетели цены на газ и бензин, сразу после новогодних праздников. Перед глазами пример почти соседнего Ирана — каждый взлёт цен на бензин там оканчивается массовыми волнениями. Просто в нефте – и газо - добывающей, а особенно — в нефтеэкспортирующей стране местное население очень болезненно относится к росту цен на главный национальный продукт. Не понимает, за что такая напасть и начинает резко ненавидеть власть. Причём плавное увеличение цены на топливо народ зачастую проглатывает почти молча. Поговорят на кухне дома, на базаре у казана или мангала, добавят несколько ярких образов и метафор в адрес обожаемых властей в соцсетях — всё.
Так ведь взлёт цен на бензин и газ в Казахстане был сделан за один заход, жёстко. Вспышка началась как закономерность в нефтепроизводящих регионах. Потом дошло до двух столиц.
И кто же подготовил такое решение? Кто подставил стабильность немаленькой страны под сабли народного бунта? А главное, зачем такие заготовочки утверждать? Кто помешал понять, что подобные действия самоубийственны? До сих пор нет ответа.
Затем началась СВО, где-то далеко от сердца Евразии, на периферии. И тут взорвался Горный Бадахшан в Таджикистане. Из официальных сообщений президента Рахмона: «раньше мы терпели, а сейчас уже нельзя». Малая полицейская операция по внутреннему интернированию нескольких местных авторитетов, они же лидеры общественного мнения, они же религиозные учителя, вылилась в масштабную военную операцию по подавлению массовых беспорядков.
Что вдруг изменилось? Вспомним, что Горный Бадахшан в Таджикистане всегда жил и саморегулировался весьма автономно. Горцы во всех странах особенные. А тут ещё исмаилизм, не совсем чистое мусульманство с точки зрения ортодоксов. Да и духовный лидер исмаилитов Ага-хан IV был и остаётся иностранным подданным.
Остаётся вопрос. А что, до сих пор всё было в порядке? Или в духе наследников Евразии всё же существовало поле для понимания и взаимного уважения, компромиссов и разделения интересов? Что, ни один из советников-помощников в Душанбе не понимал возможные риски и угрозы, если тронешь устоявшийся десятилетиями консенсус?
И уж совсем невозможно встать на точку зрения некоторых полуофициальных аналитиков и спикеров из Душанбе и Москвы, что приход к власти в Кабуле правительства талибов сделал эту полуспецоперацию крайне актуальной и необходимой. Почему невозможно согласиться с такой мифологемой? Всё просто: если талибы есть экспансионисты и агрессоры, то вторгаться они могут только в те регионы, где им обеспечена поддержка населения. Хотя во внешней экспансии талибы до сих пор замечены не были, но для чистоты анализа – на время их в этом экспансионизме заподозрим.
Так куда теоретически могут наступать талибы? Таковых регионов может быть много, очень много в соседних странах. А вот Горный Бадахшан будет досадным исключением. Потому что талибы — за чистоту ислама, а исмаилиты для них еретики и отступники. Никак пазл не складывается. Тем более если принять во внимание, что правительство Талибан после взятия Кабула не один раз старалось демонстрировать договороспособность в адрес соседей по Евразии.
И ещё один грустный кейс: казус Каракалпакстана. Наверное, надо было в Узбекистане обновить часть Конституции. С принятия первой редакции прошло почти три десятилетия. Но кто положил на стол первым лицам республики статью об отмене права Каракалпакстана на референдум и свободу выхода из Узбекистана? Там зрел заговор? С применением насилия? Так компетентные службы Узбекистана давно себя зарекомендовали в плане поддержания внутренней стабильности. Несколько операций по нейтрализации, если такие заговорщики были, и проблемы сняты. Практика реального подавления массовых насильственных выступлений в Каракалпакии продемонстрировала, что ни накопленного оружия, ни подготовленных групп боевиков (в отличие от Казахстана в январе 2022 г.) там не было. И местные органы правопорядка не перешли на сторону выступавших против власти.
Так зачем же надо было устраивать на пустом месте проблему, каковую в тактическом плане с блеском разрешили, а в стратегическом — завербовали сами, своими руками будущий мобилизационный ресурс для выступлений против центральной власти? Вопросы остаются...
А не агенты ли внешнего влияния подкидывают такие плодотворные, с позволения сказать, идеи? Кто, зачем и по какой цепочке подкладывает на подпись столь расчудесные рекомендации, каковые ведут к явной подставе? Это не внешняя пропаганда так подгадила, не НКО западного разлива. Это были внутренние документы, подготовленные доверенными людьми и прошедшие некоторый путь внутреннего согласования. Не так ли?
Да, вертикаль власти — хорошо, на Востоке всегда уважали и уважают уверенную и сильную власть. Но наследие Евразии даёт нам образцы не только понимания и уважения, но и высокую степень договороспособности внутри своего общества, каковая опирается на учёт интересов, предвидение кризисов и обострений, избегание конфликтов. Это не просто пожелание.
Мы помним, что Чингисхан даровал, а не навязывал свой закон Яса. Вначале были переговоры, затем — принятие единого свода законов. Покорённым народам он вводил внешнее управление, на Руси это называлось игом. И лишь потом русские покорённые князья, через несколько поколений, доросли до статуса партнёров.
Наверное, верховные власти и Таджикистана, и Кыргызстана в своих аппаратах попытаются расследовать авторство документов по поводу подготовки к решению силовым путём спора по анклавам-эксклавам в Фергане. Заранее убеждён, что в обоснование силовых решений кладутся такие мифологемы, как «укрепление суверенитета», «престиж верховной власти» и «забота о населении». С каждой стороны. Притом что несколько раундов отыгранных партий по провоцированию и межгосударственного, и внутриполитических конфликтов мы уже наблюдали.
В сердце Евразии знают, как договариваться без западных схем показной демократии. Знание пора перевести в практику — в интересах и России, и стабильности Евразии в целом.
С другими статьями можно ознакомиться на сайте, в ВК и Телеграм.