Найти тему
Кирилл Максимов

Ту-134 на службе у армии СССР. Конец эпохи и славная память

Оглавление

Итак, это будет последняя статья, посвящённая Ту-134. В ней мы рассмотрим основные военные модификации, которые в той или иной мере использовали ВВС СССР, а позднее ВКС России. Пару слов скажем про сельско-хозяйственную модификацию Ту-134СХ.

Картинка для фона
Картинка для фона

Про традиции прошу ознакомиться с другими частями тетралогии "Ту-134 славная история рабочей лошадки СССР":

Приятного прочтения!

Военные версии

Ту-134 строился в двух основных военных вариантах. Первый из них, получивший название Ту-134Ш, был разработан для подготовки штурманов и операторов систем вооружения для родов тактической, специальной и дальней авиации ВВС СССР. Эта модификация была разработана в 1969-1970 годах с использованием базовой конструкции Ту-134А и двух подвариантов. Ту-134Ш-1 был подмодификацией, оптимизированной для обучения штурманов / операторов систем вооружения, предназначенным для бомбардировщиков Ту-22 (а позже и Ту-22М). Его главное отличие от Ту-134А - увеличенный обтекатель под носовой частью, в котором размещена РЛС "Рубин", которая в то время устанавливалась на многие типы советских бомбардировщиков.

Ту-134Ш
Ту-134Ш

Крыло имеет две точки подвески для учебных боеприпасов, каждая из которых вмещает четыре свободнопадающие бомбы ПБ-120 или БП-50-70. В салоне также были рабочие места для 12 курсантов. Ту-134Ш-1 был запущен в производство в 1971 году, а год спустя появился Ту-134Ш-2.
В 1990-х годах несколько Ту-134Ш были переоборудованы в VIP-самолёты, но без изменения их обозначения.

Ту-134УБЛ — вторая основная учебная модификация, разработанная на основе значительно улучшенного Ту-134Б. Он предназначался для обучения пилотов бомбардировщиков Ту-22М и Ту-160, так как ни у того, ни у другого не было учебных модификаций, и поэтому было сочтено более рентабельным использовать Ту-134 для обучения летного состава. Эта модификация существенно отличается от пассажирских версий тем, что имеет удлиненную носовую часть с профилем, идентичным Ту-22М. Это конкретное изменение конструкции было введено для того, чтобы пилоты могли тренироваться выполнять посадки с такой формой носа, которая в некоторой степени ограничивает обзор вперед и вниз.

Ту-134УБЛ
Ту-134УБЛ

Бомбардировщик Ту-22М3, поступивший на вооружение в конце 1980-х годов, имел значительно улучшенную систему вооружения, что потребовало создания нового учебно-тренировочного самолета для его штурманов. Для удовлетворения этого требования был разработан прототип Ту-134УБК, но проект был закрыт вскоре после распада Советского Союза в 1991 году.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов несколько десятков Ту-134АК переоборудовали в воздушные командные пункты, получив наименование «Балканы» (вскользь я упоминал о Балканах в предущей части). В этом самолёте было 29 рабочих мест в пассажирском салоне, а бортовое оборудование связи было улучшено, так как теперь от самолёта требовалось выполнение очень специфических заданий. Визуально Ту-134АК «Балканы» можно отличить по большому «жалу» в хвостовой части, в котором находится антенна радиостанции.

Ту-134АК "Балканы"
Ту-134АК "Балканы"

Первоначальный Ту-134УБЛ совершил первый полет в 1981 году. В том же году была выпущена специализированная версия Ту-134А-3, получившая название Ту-134СХ. Он предназначался для наблюдения за сельскохозяйственными культурами в Советском Союзе, оценки скорости их роста, влажности почвы, наличия вредителей и других факторов. В дальнейшем эта диверсия использовалась для выполнения более широкой деятельности, связанной с экологическим мониторингом, оценкой последствий катастроф и аварий. Он отличался четырьмя различными широкоформатными камерами, расположенными в нижней части фюзеляжа, а также фотолабораторией для быстрой проявки пленок и оборудованием для их анализа.

На нем также были установлены две подкрыльевые гондолы с РЛС бокового обзора «Нить-С1СХ» для наблюдения за поверхностью Земли.
Навигационная система была значительно улучшена, чтобы поддерживать использование этого сложного оборудования. После 1991 года большая часть этих самолетов была продана частным заказчикам, которые переоборудовали Ту-134СХ в VIP-вариант, известный как Ту-134А-3М.

Ту-134СХ
Ту-134СХ

Один Ту-134СХ был переоборудован в грузовой самолёт, получив грузовую дверь размером 1,61 м x 1,09 м, предназначенную для использования в качестве прототипа для крупномасштабной программы переоборудования всех известных Ту-134 в грузовые борта. Однако, это преобразование не вызвало интереса у покупателей, и в конечном итоге от программы отказались.

Ту-134, как платформа

В конце 1960-х у советских ВВС был план закупки значительного количества Ту-134 для медицинской эвакуации и эвакуации раненых. Один из них был переоборудован в вариант Ту-134ТС с доработкой пассажирского салона для размещения носилок и сидений для медперсонала. Ту-134ТС прошел испытания, но от него отказались из-за малой необходимости.

Кроме того, советская авиационная и оборонная промышленность взяла 20 Ту-134, в основном версии АК, а также несколько вариантов Ш и УБЛ, и переоборудовала их в испытательные стенды для различных программ исследований и разработок, например для наладки новых радаров и приборов авионики.

Один из вариантов переоборудования Ту-134 в Ви Ай Пи версию.
Один из вариантов переоборудования Ту-134 в Ви Ай Пи версию.

Ту-134, как и появившийся чуть позже Ту-154, остаются выдающимися представителями советской гражданской авиации. Многоизвестный Ту-134, хотя и далек от технического совершенства, оказался успешным и достаточно безопасным, а также оставил глубокий след в коллективной памяти народов СССР и стран Варшавского договора. Его имя даже было присвоено популярной марке сигарет, производимых в Болгарии, но экспортируемых в основном в Советский Союз, а затем в Россию. Место Ту-134 в российских вооруженных силах обеспечено как минимум до конца этого десятилетия. Что из этого выйдет, мы с вами посмотрим в дальнейшем.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.