Всевозможных договоров в сети много, да и в действительности их полно. Они очень разные, а если вы попытаетесь выяснить не то, что такое договор, а как он устроен, какова его структура из ГК РФ, то вы там по этому поводу вообще мало что найдёте. Впервые лично передо мной такой вопрос встал тогда, когда появилась потребность поддержки технологической дисциплины при осуществлении операций в КАБ «Славянский». Появилась необходимость предельно формализовать структуру этих договоров, тем более, что юриспруденция как раз наука, которая занимается формализацией связей между содержательными объектами. Но формальные связи возможно установить только в той мере, в которой формализовано само содержание объектов.
Но вернёмся к договорам.
Согласно ст. 420 ГК РФ (находится в Главе 27 ГК РФ):
1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
...
(Тут отмечу, что если подходить строго, то определение в этой норме дано не вполне корректно. Договор вовсе не всегда вызывает изменение гражданских прав и обязанностей, вполне возможно, что только прав или только обязанностей. Поэтому корректнее было бы написать: гражданских прав или обязанностей)
Лица, о которых говорится в этом определении, суть стороны договора, именно между ними «устанавливаются, изменяются или прекращаются» те самые гражданские права и обязанности. Сразу же обратим внимание, что если в силу именно договора между сторонами устанавливаются, изменяются или прекращаются гражданские права и обязанности, то это значит, что обязательно где-то в договоре по крайней мере у каждого лица, которое входит во множество сторон договора обязательно должно либо появиться, либо измениться, либо прекратиться хотя бы одно гражданское право или хотя бы одна гражданская обязанность. В противном случае нахождение такого лица в договоре противоречит определению договора, данное в ст. 420 ГК РФ. Ведёт ли это к недействительности всего такого договора? Нет, но всё же к недействительности ведёт, но именно в той части, в которой указанное лицо именуется стороной договора.
Любое лицо имеет идентификацию, причём физическое лицо (говоря по-нормальному — просто люди) идентифицируется именем, а юридическое лицо — наименованием. Причём одно и то же лицо не может быть более, чем одной стороной договора. Поэтому ясно, что в договоре должен содержаться раздел, в котором устанавливается связь между стороной договора и конкретным лицом. Например так:
Сторона 1: Иван Иванович Иванов
Сторона 2: ТОО «Тихе життя»
Но при этом надо иметь в виду, что для тех или иных специфичных договоров, которые уже специфицированы в ГК РФ, есть и специфицированные наименования, например, для договора купли-продажи это продавец и покупатель, для договора комиссии — комитент и комиссионер, для договора поручения — доверитель и поверенный. Поэтому весьма целесообразно сразу же специфицировать стороны в договоре при их назывании, если это, конечно, возможно. Например:
Комитент: Иван Иванович Иванов
Комиссионер: ТОО «Тихе життя»
Ну вот, мы определили кто является сторонами договора и, возможно, даже в какой специфической роли в этом договоре выступает. Но что они сделали в этом договоре? Очевидно, что они пришли к некоторому соглашению, которое именно тут, в тексте договора и будет изложено. Поэтому после перечисления и идентификации всех сторон так и напишем (это — разделитель): «пришли к соглашению о следующем:»
Далее начинается, возможно, самое интересное. Нам следует изложить то, что в ГК РФ называется условиями договора и определить как раз те самые гражданские права и обязанности, которые возникают, изменяются и прекращаются в результате самого заключения договора. Кстати, специфицированные в положительном законодательстве договоры как раз и специфицируются по набору как раз тех самых условий договора и возникновению, изменению и прекращению тех самых гражданских прав и обязанностей.
Вообще говоря, я полагаю, что возникновение, изменение и прекращение гражданских прав или обязанностей можно без всякой потери общности обозначить как просто изменение гражданских прав или обязанностей. Такие изменения у сторон в результате их действий происходят как установления обязательств, то есть пар [кредиторское требование - долговая обязанность]. Следовательно, набор того, что названо условиями договора сводится к определению набора обязательств. Именно это и стоит сделать прежде всего, возможно, специфицируя уже составляемый договор. Между прочим, мы выбирали структуру текста самого договора тем же способом, каким выбрана она для ГК РФ: Статья <номер статьи>. <Наименование статьи>, а внутри текст разбивался на пункты, каждый из которых начинался с новой строки и нумеровался натуральными числами, записанными арабскими цифрами в круглых скобках, ряд которых начинался заново в каждой статье, например так:
Статья <номер статьи>. <Наименование статьи>
(1) <обязательство> или <определение>
(2) <обязательство> или <определение>
(3) <обязательство> или <определение>
Статья <номер статьи>. <Наименование статьи>
(1) <обязательство> или <определение>
(2) <обязательство> или <определение>
а подпункты, если они вообще были нужны — теми натуральными числами по порядку, который начинался заново в каждом пункте:
Статья <номер статьи>. <Наименование статьи>
(1) <обязательство> или <определение>
1)
2)
(2) <обязательство> или <определение>
1)
2)
3)
(3) <обязательство> или <определение>
Статья <номер статьи>. <Наименование статьи>
(1) <обязательство> или <определение>
(2) <обязательство> или <определение>
При этом важным правилом было следующее: каждый пункт содержал ровно одно обязательство или определение, то есть именно пару [кредиторское требование - долговое обязательство].
Было введено рабочее наименование марки договора. Это — первая статья, которая однозначно позволяла специфицировать самый договор, причём если договор имел уже спецификацию в ГК РФ или каком-либо нормативном акте, то спецификация проводится на основе текста соответствующей нормы. Скажем, договор купли-продажи имел всегда следующую марку:
Статья 1. Предмет договора
(1) Продавец берёт на себя обязательство перед Покупателем передать названный в ст. d этого договора товар в собственность Покупателю (или: «лица, указанного в ст. s этого договора»),
(2) а Покупатель берёт на себя обязательство перед Продавцом принять этот товар и уплатить Продавцу (или «лицу, указанному в ст. v этого договора») цену, определённую в ст. b этого договора.
Обратим внимание, что, во-первых, из этой статьи имеется сразу же отсылки на другие статьи этого же договора, во-вторых, удовлетворение кредиторских требований в каждом из обязательств тут производится вовсе не обязательно (хотя и чаще всего!) в пользу лицу, которое является кредитором в этом обязательстве.
А почему тут написано «берёт на себя обязательство», а не «обязуется»? Да просто потому, что мне, — а регулировал это всё я, — просто не нравится глагол «обязуется» (также как не нравился термин «промотание», использовавшийся в УК РСФСР). Это — просто вопрос вкуса.
Несложно понять, что такая марка договора требует по крайней мере ещё нескольких статей договора: ст. d — о товаре, ст. b — о цене, и, возможно: ст. s и ст. v — определение лиц, в пользу которых исполняются обязательства этого договора.
А далее все условия договора, которые имеет в виду ГК РФ в указанной выше его статье, оформляются условными конструкциями, о которых написано здесь:
То есть например, правило договора о неустойке может выглядеть так:
Статья f. Неустойка
(1) если <Сторона m> не удовлетворила кредиторское требование, определённое в п. (h) ст. g этого договора,
то у <Стороны m> возникает перед <Стороной n> обязательство уплатить <Стороне k> следующую сумму: <определение размера неустойки> как <вид неустойки> неустойку
(2) если <Сторона r> не удовлетворила кредиторское требование, определённое в п. (h) ст. g этого договора,
то у <Стороны r> возникает перед <Стороной u> обязательство уплатить <Стороне w> следующую сумму: <определение размера неустойки> как <вид неустойки> неустойку
...
Ясно, что <вид неустойки> это одно из четырёх значений: «штрафная», «исключительная», «зачётная», «альтернативная».
И тут стоит заметить, что не все статьи текста договора определяют сами обязательства. Часть статей могут содержать некоторые определения объектов, порядка или сроков, например, в ст. 1 договора ст. d и ст. b. Такие объекты составляют параметры договора. Заметим, что к параметрам договора относятся и идентификация лиц, составляющих его стороны.
Значит, текст договора состоит из
𝟙) параметров,
𝟚) условий,
𝟛) марки,
𝟜) сторон
и
𝟝) разделителей.
Вот таким образом и определялся весь текст договора. В конце всего этого текста ставился разделитель: «Адреса и реквизиты сторон», после которого указывались все реквизиты сторон, с указанием их роли в договоре, а далее шла строка (опять разделитель!): «Договор подписали:», после которой указывалось кто за какую сторону подписал текст договора с указанием фамилий, имён и отчеств (если последние вообще были) и с указанием основания полномочий на заключение договора (если для этого нужны особенные полномочия), а также дат проставления подписей.
А в начало договора ставился заголовок «Договор» с возможной нумерацией и специфицированным наименованием: «Договор купли-продажи № 3»
Договор купли-продажи № 15
Стороны этого договора:
Продавец: колгосп «Тихе життя»
и
Покупатель: Часнык Грыцько Саливонович
пришли к соглашению о следующем:
Статья 1. Предмет договора
(1) Продавец берёт на себя обязательство перед Покупателем передать названный в ст. 2 этого договора товар в собственность, в сроки и порядке, определённые в ст. 4 и cт. 5 этого договора,
(2) а Покупатель берёт на себя обязательство перед Продавцом принять этот товар и уплатить Продавцу цену, определённую в ст. 3 этого договора в сроки и порядке, определённые в ст. 4 и cт. 5 этого договора.
Статья 2. Товар, передаваемый в соответствии с этим договором
В соответствии с этим договором подлежит передаче как товар объекты, указанные в приложении №1 к этому договору в столбцах 1 - 3
Статья 3. Цена
В соответствии с этим договором цена, названная в п. (2) ст. 1 этого договора, определяется в соответствии со столбцами 4 и 5 приложения №1 к этому договору.
Статья 4. Сроки
(1) Кредиторское требование обязательства, определённое в п. (1) ст. 1 этого договора, подлежит удовлетворению не позднее 15 марта 1999 года.
(2) Кредиторское требование обязательства, определённое в п. (2) ст. 1 этого договора, подлежит удовлетворению не позднее 20 марта 1999 года
Статья 5. Порядок удовлетворения кредиторских требований
(1) Кредиторское требование обязательства, определённое в п. (1) ст. 1 этого договора, подлежит удовлетворению в следующем порядке:
_________________________________________________________________________
(2) Кредиторское требование обязательства, определённое в п. (2) ст. 1 этого договора, подлежит удовлетворению в следующем порядке:
_________________________________________________________________________
Статья 6. Неустойка
(1) если Продавец не удовлетворил кредиторское требование, определённое в п. (1) ст. 1 этого договора, то у Продавца возникает перед Покупателем обязательство уплатить Покупателю следующую сумму: 15% от цены, указанной в ст. 2 этого договора, как зачётную неустойку,
(2) если Покупатель не удовлетворил кредиторское требование, определённое в п. (2) ст. 1 этого договора, то у Покупателя возникает перед Покупателем обязательство уплатить Покупателю следующую сумму: 20% от цены, указанной в ст. 2 этого договора, как штрафную неустойку.
Адреса и банковские реквизиты сторон:
Продавец: <адрес>; [<иные идентификационные реквизиты>;]<банковские реквизиты>
Покупатель: <адрес>; [<иные идентификационные реквизиты>;]<банковские реквизиты>
Договор подписали:
от Покупателя: <подпись> Часнык Грыцько Саливонович
<дата>
от Продавца: <подпись> голова (устав, приказ о назначении № 4 от 12 мая 1998 г) — Галушка Кондрат.
<дата>
(Два «кстати»:
1. догадались откуда эти Часнык и Галушка? — Подсказка: колхоз «Тихе життя»;
2. понятно, что тут мы пытались «загнать» текст договора в расширенные БНФ — Бэкос—Науровские формы, они неплохо описывают контекстно-свободные формальные грамматики. Ну, последнее, вы, разумеется, увидели и без подсказки)
Что позволяет такая структура текста договора?
Во-первых, она позволяет легко разрабатывать стандартные шаблоны для договоров с явно выделенными параметрами. Причём шаблоны такого рода являются весьма гибкими.
Во-вторых, такая структура текста договора полностью отвечает структуре договора вообще. В самом деле, любой договор всегда определяется набором обязательств, параметров, и условий, которые могут связывать обязательства и даже параметры. Вследствие этого при аккуратном прописывании шаблона текста такого договора значительно снижается вероятность что-то забыть, особенно если взять за правило по умолчанию, например, обеспечивать всякое обязательство. В самом деле, ведь кредиторское требование удовлетворяется априорно вовсе не с вероятностью 1, а обеспечение этого обязательства снижает вероятность неудовлетворения такого кредиторского требования. В этом смысле как раз и полезно, чтобы в пункте любой статьи всегда было только одно обязательство. Тогда умные машины вполне могут и подсказать — какое из обязательств не обеспечено. Если их, конечно, этому обучить.
Если учесть, что каждый из параметров вносится в текст только в одном месте, то можно организовать составление текста так, что программа сама корректно вставит его во все остальные. Даже с учётом грамматики русского языка.
Все параметры могут быть связаны с базой данных и, например, по тому или иному лицу можно набрать статистику того, как он удовлетворяет кредиторские требования в своих обязательствах, а это позволяет вырабатывать оценку риска. Кроме того, автоматизация позволяет также почти автоматически вырабатывать схему бухгалтерских проводок и связывает по параметрам в единую операцию различные сделки. Ну, а разделители — позволяют удобно и однозначно разделить текст.
В заключение стоит сказать, что мы в каждом договоре в качестве его подзаголовка указывали перечень статей ГК, которые регулируют этот договор. Ну, а датой заключения договора, конечно, являлась последняя из дат его подписания.
А вот, между прочим всевозможные односторонние сообщения, уверения и заверения в договоре например, те, которые стали регулировать в ст. 431.2 ГК РФ, вероятно, сами по себе важны, но вот к структуре как договора, так и его текста никакого отношения не имеют, ровно по той самой причине, что они никак не укладываются в то самое понятие договора, которое определено в ст. 420 ГК РФ, ровно также как никакого отношения к договору не относятся разного рода надписи вроде «В остальном стороны руководствуются действующим законодательством». Это — типичные заклинания, решительно ничего не добавляющие в текст договора и только мешающие читать.