Найти тему
Кирилл Максимов

Эти МиГ-21бис, МиГ-21У - последние советские модификации, до сих пор стоят на вооружении некоторых стран

Оглавление

По счёту это 3 статья из цикла МиГ-21 "по вехам истории". Сюда относится: "Кратко о МиГ-21, кабине пилотов, пушке и подвесном вооружении", "Советский МиГ-21. Основные модификации Ф-13, ПФ, СМ. Часть 2". Эта статья подытоживает общую информацию про модификации МиГ-21 и рассказывает о последних, ещё советских, модификациях истребителя. Приятного прочтения.

МиГ-21 бис - последнее поколение

В 1975 году в Советском Союзе началось производство МиГ-21 последнего поколения. Хотя внешние изменения, такие как увеличенная гондола фюзеляжа, на МиГ-21бис почти не заметны, по сути это был совершенно новый самолет. Особое внимание конструкторы уделили усилению вооружения, повышению скороподъемности и маневренности.

Недавно разработанный двигатель Р-25-300 повысил летные характеристики МиГ-21бис. Это был более экономичный и предельно мощный двигатель с форсажной камерой, который мог работать на чрезвычайном режиме не только на сверхзвуковой дальности, но и во время крейсерского полёта. С новой "опцией"МиГ-21 мог подниматься на высоту до 4000 метров со скоростью 225 метров в секунду, но такое мощностные характеристики двигателя Туманова не пошли на пользу топливной экономичности.

На смену ранее использовавшимся ракетам класса «воздух-воздух» пришли новые ракеты малой дальности Р-60 и средней дальности Р-13. Новая РЛС РП-22СМА с большей дальностью улучшила эффективность применения этих ракет.

-2

МиГ-21 У. Учебно-тренировочная серия

МиГ-21У впервые поднялся в воздух 17 октября 1960 года. С 1962 по 1964 год Тбилисский авиазавод поставил 181 машину под советским производственным обозначением "Изделие 66". По конструкции это была модификация истребителя МиГ-21 Ф-13. Изменениям подверглась вторая кабина (или место второго пилота: как вам угодно), в основном в носовой части до шпангоута 28. Эта версия «У» была учебно-тренировочной МиГ-21 ФЛ, летавшей в Индии и СССР, а также первой всепогодной версией МиГ-21 ПФ. фонари кабины открывались вручную в правую сторону. Лобовое стекло омывали 98-процентным спиртом.

Спасательная система самолета состояла из двух катапультных кресел типа СК, несколько модифицированных для МиГ-21У. В крыше передней кабины мог быть установлен так называемый слепой полетный капот. Самолёт управлялся из задней кабины, пилот впереди не имел обзора снаружи и летал исключительно по приборам.

-3

С 1966 года учебно-тренировочным самолетом второго поколения стал МиГ-21 УС (изделие 68) с системой СПС для улучшения взлетно-посадочных характеристик. В качестве системы спасения она получила катапультное кресло КМ-1. Запас топлива можно было увеличить до 2450 литров. Новая хвостовая часть МиГ-21 ПФМ позволила разместить тормозной парашют в контейнере, ниже вертикального стабилизатора.
В 1971 году на МиГ-21 УМ (серия 69) последовали стандарты версии М, такие как автопилот АП-155 и прицел АСП-ПФМ. Для улучшения обзора летного инструктора в кабине была выдвижная зеркальная система.

МиГ-21 в современных ВВС

МиГ-21 экспортировался в 43 страны мира. Китай, Индия и Чехословакия производили этот самолёт по лицензии. После длительного наращивания мощности Китай продолжал разрабатывать самолет до 1990-х годов и до сих пор производит его серийно под названием Chengdu J-7. Эти машины нашли и до сих пор находят покупателей в странах третьего мира. Для этих экспортных заказчиков истребитель сочетался с принципами ведения войны на Ближнем востоке или в Азии.

Небольшие авиационные "студии" из разных стран предлагали программы модернизации МиГ-21 МФ/бис, которые до сих пор эксплуатируются во многих странах. Одним из них, например, стал МиГ-21 Lancer румынских ВВС. Это должно позволить сохранить на вооружении МиГ-21 последних модификаций и в XXI веке, за неимением у страны других альтернатив.

-4

Компания МиГ представила собственное предложение по МиГ-21-93. Улучшения коснулись двигателя, всех систем вооружения, а также системы управления огнем. Центральным элементом является СУВ «Копьё» с дальностью до 100 километров, возможностью одновременной работы по двум целям, при этом летчик сам выбирает цели через забрало шлема. В качестве основного вооружения испольщовались ракеты: Р-60М, Р-27Т/Р, Р-77 и Р-73. На крыле была установлена ​​система инфракрасных помех. Для улучшения обзора первому пилоту установили нормальное, цельное остекление. В кабине круговые приборы заменили на цифровые дисплеи.

Некоторые из этих усовершенствований появились на МиГ-21 «Бизон», разработанном для ВВС Индии в 1993 году. В последние годы Украина также успешно занимается МиГ-21, модернизируя в том числе и йеменские МиГи.

-5

В следующей по счёту статье (то бишь - последней) я расскажу про МиГ-21 в ГДР, на Ближнем Востоке, во Вьетнаме и Азии. А пока благодарю вас за прочтение, пишите в комментарии, что думаете про МиГ-21. Заранее спасибо.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.