Предел мечтаний
Много общаюсь и работаю с подростками и часто слышу, о их заветной мечте. Картинка «идеальной жизни» под влиянием поп-культуры и всяких блогеров у многих подростков такая: у меня есть всё, что я хочу (материальный достаток), никто меня не контролирует – не «строит», и я делаю то, что хочу, то есть провожу время в развлечениях.
Все условия для "счастья"
В моей практике реально был такой случай. Благополучная во всех смыслах семья, полное принятие своего 15-ти летнего сына со всеми его особенностями. Подросток, назовём его Руслан, в общем-то, хороший парень: с интеллектом и чувством юмора, очень хорошо учился до 7-го класса. Родители воспитывают его в либеральном стиле - ничего не навязывают, практически ничего не требуют, полностью доверяют сыну, НО и, практически, им не занимаются. Если применять термин «сепарация» (этому процессу мы посвятили ряд предыдущих публикаций, например "Что такое сепарация?"), то основательно сепарировались от сына.
Так, подросток в 15 лет всем обеспечен и предоставлен сам себе, практически, без контроля со стороны родителей. Казалось бы, это мечта каждого подростка!
Как же Руслан распорядился этим счастьем? Оговорюсь сразу, что одни и те же внешние условия, в которые включён подросток, могут вызвать различные эмоциональные и поведенческие реакции, в зависимости от того, к какому психотипу относится ребенок.
Руслан - интроверт, общение со сверстниками не очень его интересовало, да и не очень-то он был в этом успешен. Поэтому в условиях «делаю, что хочу», он предпочёл полностью уйти от действительности в виртуальный мир – компьютерные игры и сериалы. Там, в виртуальном мире, он получал удовольствие, был успешен в играх и в общении с другими игроками. То есть, Руслан ходил в школу, безучастно сидел на уроках, а потом возвращался домой и до самой ночи окунался в море удовольствия игр и сериалов. "Домашку", конечно, делать и не собирался.
Казалось бы, вот оно счастье! Полный дзен! Но… Руслан начал чувствовать неудовлетворенность самим собой, бессмысленностью собственной жизни.
Дефицит контроля, обеспеченный родителями, привёл к тому, что у Руслана обостренно проявился «голос самоконтроля», который постоянно критиковал и гнобил его.
Счастье в труде!
Человек развивается только в созидательной деятельности! Это осмысленно и обозначено в науке ещё с конца 19 – 20 веках. Но почему-то современные СМИ и сети «вдувают в голову» людей образы счастья как праздного времяприпровождения – безудержного гедонизма.
Но закон природы неумолим: если человек не реализует какую-либо созидательную деятельность, то он деградирует. Других вариантов нет. Особенно опасно это в подростковом возрасте, когда мозг и все био-психические процессы ещё формируются, и есть реальная опасность получить необратимые последствия недоразвития каких-то участков головного мозга в результате упущенных возможностей развития организма в своём возрастном периоде.
Какое решение ситуации мы нашли на психологической сессии с Русланом – об этом в следующей статье "Жизнь после "дзена" или будни обычного подростка"
Подпишитесь на канал, чтобы иметь доступ к продолжению истории и другим статьям подборки "Психология подросткам и родителям"