Да, конечно, это книга не новая, и даже почти не новая, согласен. Но так получилось, что в очередности книг на обзор она как то у меня оказалась в стороне, что считаю - не справедливо. Как не справедливо ее относить в рубрику - "Нужно или не нужно покупать". Для меня это вопрос не стоял - конечно нужно. Правда, тут уже есть и личные мотивы, )) Если я раньше постоянно заявлял, что не имею связи ни с издателями, не с авторами, то здесь будет небольшое отступление. Автора я знаю уже почти лет 30, а недавно удалось и лично познакомиться и мы общаемся на различные темы. Однако "бизнес-есть бизнес", поэтому я так же на общих основаниях покупаю книги с его авторством. Все книги приобрел за личные средства, для личного использования. В своих обзорах книги не рекламирую, и не продаю, а делюсь собственным мнением о тех, которые купил для своей библиотеки. Вам решать покупать их или нет.
И да, я живу по старинке: покупаю бумажные книги, читаю, ставлю на полку, перечитываю. Ничего не имею против электронных книг и электронных ресурсов, но от "общения с бумажной книгой" получаю большее удовольствие, а не только сухую информацию. Высказанное мною мнение о книге - это мнение частного лица, обычного читателя, не эксперта в области истории ВМФ, и не мнение "официального рецензента"- историка, признанные раскрыть сущность, достоинства или недостатки издания, глубину раскрытия темы, новизну, значимость и наличие ошибок. В основе оценки - субъективное мнение о книге в той области, которая мне близка и интересна. Мое мнение может отличаться от мнения других читателей, и это нормально.
Сразу повторюсь, книгу купил давно, еще в декабре 2020 года был оформлен заказ и получил ее в том же году. Книга, как видно по обложке, относится к известной серии "Война на море", издательства "Яуза: ЭКСМО", но здесь издательство чуть иное: "Яуза-каталог". Почему? Кто сразу разберет!, ) Книга заказал и получил по системе доставки в известном Интернет-магазине (название на букву "Л"). В магазине она предлагалась примерно по цене 1264 рублей в то время, но с моей скидкой (35%) она обошлась мне за 822 рубля, приемлемо, как я считаю. Сейчас за нее просят больше - 1539 рублей, но книга есть. Тираж был 1000 экземпляров, относительно большой, видимо не раскупили. Корабль известный, но незаслуженно забытый.
Итак, книга имеет следующие выходные данные - Арбузов, В. Эскадренный броненосец "Император Александр II". Первый русский эскадренный броненосец/ В.В.Арбузов. - Москва: Яуза-каталог, 2020. -112 с. Это книга известного автора, который написал достаточно много книг по данной теме, в том числе и в серии "Боевые корабли мира", у него есть и отдельные монографии, и есть коллективные труды. Интересно, что после этой книги, а не встречал больше книг Владимира Васильевича, изданных в Яуза-Эксмо, но зато он возродил забытую почти на десятилетие серию "БКМ", причем реинкарнация проведена на новом уровне, с новым форм-фактором. Книги этой серии тоже есть в обзорах на этом канале - можете посмотреть, познакомиться с моим мнением, и затем сформировать и свое собственное. Вам решать.
Что касается данной книги, то, как видно по названию, речь идет о создании и боевом пути первого броненосца Балтийского флота Российской империи. Хотя здесь как считать - если считать брустверно-башенный броненосец (или как его называли - броненосный корабль) "Петр Великий", то новый броненосец следует считать "вторым". Вообще в русском флоте есть определенная "нумерация" - "первый", "второй", "третий", но она конечно условная, например, тот же "Гангут" считается "третьим". Корабль получился достаточно интересным, хотя многие современные читатели, "воспитанные" на облике классических броненосцев a-la "Цесаревич"/"Микаса" и линкоров типа "Дредноут"/ "Куин Элизабет"/"Кайзер", считают его, по меньшей мере, "странным" и неполноценным. По моему мнению, такая оценка исходит из-за того, что в расчет не принимаются те данные, которыми оперировали в то время заказчики боевых кораблей и конструкторы. В свете этого, на мой взгляд, абсолютно обоснованно автором выбрана именно та структура книги, которую мы и держим в руках.
Да, содержание представлено "стандартным" перечнем глав, обычных для таких изданий, особенно когда речь идет об одном корабле, а не о серии: "Проектирование и строительство", "Устройство", "В составе флота", "На Балтике". Но этим четырем главам предшествует еще одна глава, имеющая название "Флот и война", которая по сути, является обзором тех тенденций, которые были характерны для развития военных флотов в мире, для освещения военно-политической обстановки, в которой оказалась Россия к 80-м годам 19 века. На мой взгляд это достаточно интересный материал, хотя он никогда не скрывался, но он позволяет в первом приближении сформировать хотя бы приблизительный ответ на вопрос "Почему так", а главное иллюстрирует, что и на Западе путь к совершенству "Маджестика", Брауншвевйга", "Габсбурга", "Республики" был не быстрым, и совсем не прямым. Так что, рекомендую не пропускать первую главу, несмотря на то, что в ней речь идет не об "Императоре".
Как уже было сказано корабль интересный, но о нем не так много было написано. Из того, что было в 1997 году была монография В.В.Арбузова по этому броненосцу в серии "БКМ", вполне допускаю, что это перепечатка старой книги или ее второе издание. К сожалению, проверить не могу - к моему удивлению, именно этой книги данной серии у меня нет, как то видимо пропустил, (. Еще большее удивление вызвал тот факт, что статья об этом броненосце отсутствует в журнале "Гангут" - на его страницах одно время каждый выпуск была статья про русские броненосцы. Про "Гангут" есть, про "Император Николай I" есть, про "Наварин", "Сисой Великий", "Евстафий" и т.д. - тоже. Почему то обидели броненосец, ( Карма за "Эскадру октября"?
В любом случае, если нет подобных изданий - это только добавляет "плюсов" самой книге. Материала достаточно много, причем здесь даже акцент сделан не на те или иные технические решения, а на то, почему они были приняты. Поэтому не удивительно, что даже в главе про проектирование и устройство корабля есть параграфы о том, что и когда строили в Англии и Франции. Надо признать, в тот период западное влияние было очень сильно, и наши руководители не оставляли без внимания новации, которые использовали иностранные флота, а особенно как быстро они пополняли свой численный состав. Пересказывать текст книги традиционно не буду - рекомендую почитать, кто не знает, а кто знает - пусть сам решает насколько это было актуально.
Информация о проектировании и строительстве корабля от автора добавляется врезками из отчетов МТК середины 80-х годов 19 века и статьями из "Морского сборника" за 1885 год- добавляет колорита, позволяет представить как мыслили тогда люди, принимающие решения.
По устройству - сюрпризов особых нет, все традиционно - корпус, бронирование, вооружение, главные и вспомогательные механизмы. Все как всегда - достаточно лаконично, без подробностей и отступлений. Здесь конечно, хотелось бы побольше "мелочей", но видимо это оказалось затруднительным. Все конкретно, по делу, интересно, но подробностей и деталей не много. Это кстати, можно отнести к недостаткам книги - сейчас было бы любопытно узнать подробности конструкции корабля.
Текста не особо много: в две колонки, шрифтом достаточного размера, поля страниц - в меру. Иллюстраций, фотографий, схем, чертежей - достаточно, причем они характеризуют не только особенности самого корабля, но и жизнь и быт его экипажа. Много групповых фото экипажа и гостей, в том числе и "зарубежных" туристов. Нельзя было не пройти мимо с "Неаполитанскими серенадами", и не задать вопрос - "а что они делают у борта броненосца" и второй - "а насколько диаметр иллюминатора" велик (или мал) - шутка. Еще одна интересная фотография-шутка - о работе комиссии по проверке денежных сумм. Но если про серенады вы можете найти фото в этом обзоре, то о комиссии - только в самой книге, )
К счастью для броненосца и его команды, к тому моменту фотография получила свое распространение, так что осталось много документов такого формата, иллюстрирующих броненосец. Фоторазворотов не много, но они есть. Качество фотографий достаточно высокое, когда речь идет о самом кораблей, там где фото экипажа - немного похуже. В целом оформление текста производит хорошее впечатление.
Читается книга легко, технических терминов не много, особых огрехов, опечаток или ошибок - не заметил. Материал увлекателен, особенно в части описания службы броненосца, который значительное время провел в Средиземном море. Фото дополняет повествование и подчеркивает тот факт, что офицеры корабля не особо перенапрягались на службе - могли себе позволить и туристические выезды и прогулки. Не в каждой книге про броненосец можно найти фото шести офицеров на лошадях. В этом как раз и есть особенность книги, которая одним может понравиться (тем кто хочет получить первое представление о корабле), а другим - не понравится, потому что человек будет ожидать большого количества технических подробностей и деталей по устройству и вооружению корабля. Тем более, что современные книги о боевых кораблях флота, издаваемые в настоящее время как раз и обладают именно такими техническими подробностями.
По изложению надо отметить - несмотря на свой странный вид и конструкцию корабль очень активно использовался флотом. Достаточно сказать, что он совершил один заграничный поход, который, правда, длился более 5 лет, и все эти пять лет корабль провел в Средиземном море, посещая различные порты в качестве флагмана русской эскадры. Не малое значение видимо имел данный корабль. К тому же за время такого длительного путешествия корабль сохранил свою "форму" и не получал больших замечаний как к корпусу, так и механизмам и оборудованию. В дальнейшем корабль вошел в состав Учебно-артиллерийского отряда, где и встретил все события, которые захлестнули страну.
Нельзя не отметить достаточно специфичное освещение автором революционных событий в 1917 году, в которых приняли участие моряки с броненосца, получившим название "Заря свободы". Возможно с некоторыми высказывания автора читатели будут и не согласны, но это уже дело каждого - как оценивать и принимать те или иные события. Автор высказал свою позицию - читатели могут высказать свою. Кстати, интересно, что обычно, когда пишут о революционных событиях, то отмечают, что "Заря свободы" стоял в Морском канале в период штурма Зимнего. Но как выяснилось затем броненосец также вошел в Неву, и занял место "Авроры" у Николаевского моста. Представляю какое это было зрелище! Не могу представить такой броненосец в Неве, но почему бы и нет - строили его как раз не далеко!
Кстати, а кораблик то оказался действительно крепким, так как в период Кронштадтского мятежа пережил обстрел орудий с "Красно Горки", а это о много говорит! Но нельзя не согласиться с автором: "...империи, уходящие в небытие, берут туда и свои корабли". Так и случилось с этим броненосцем.
Оформление книги, в целом, на высоте, издательство не снижает уровень, все стандартно, и это радует. Бумага плотная, белая, качество подачи текстового материала высокое, а вот качество иллюстраций - хорошее. Книга выполнена в цветах серии: переплет яркий, цветной, серийная обложка, хорошая четкая и плотная печать. Разметка страниц типовая для издания "Яуза", все перечисленное доставляет удовольствие при обращении с книгой.
Книга мне понравилась, тем более, что, как оказалось, у меня нет книги 1997 года. Судя по отзывам в интернете - это издание повторят то, что было в 1997 году, но добавлены материалы по состоянию мирового кораблестроения и новые фотографии. Не жалею, что приобрел ее в свою библиотеку, но решать вам - покупать или нет.
Как всегда, не рекламирую, не даю рекомендаций "купить/не купить". Решать вам, дорогие друзья. Я пояснил и минусы и плюсы, причем они - СУБЪЕКТИВНЫ.
Друзья, а кто из Вас уже купил эту книгу? Как ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, мнение всегда интересно, может я упустил в что либо в обзоре, или был слишком предвзятым. И конечно, не пропустите следующие обзоры.
Приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как ресурс малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Возможно там будем записывать обзоры в видеформате.